Жить вопреки всему

Автор: Ирина Малютина
Фото: Роман Горбатовский

26 ноября Пермский ТЮЗ порадовал своих зрителей первой премьерой театрального сезона — спектаклем «Гарольд и Мод» по пьесе Колина Хиггинса. Режиссер постановки - Константин Яковлев, художник — Надежда Осипова. Спектакль создан при поддержке Министерства культуры Пермского края. Спектакль был показан в помещении Пермского театра кукол, так как в здании ТЮЗа еще не окончен ремонт, но следующая, декабрьская премьера должна быть сыграна уже на родной сцене. 

В свое время американская пьеса «Гароль и Мод» наделала много шуму. Ее ставили многие театры мира, в том числе и российские. В 1971 году в США режиссером Хэлом Эшби был снят одноименный фильм, который получил весьма неоднозначные отзывы и критиков, и зрителей — от полного неприятия до самых высоких похвал.

В основе сюжета пьесы лежат взаимоотношения двух весьма колоритных персонажей — девятнадцатилетнего юноши с суицидальными наклонностями и эксцентричной пожилой дамы. На первый взгляд, между ними не просто нет ничего общего, они — полные противоположности друг другу! Но давайте приглядимся поближе.

Гарольд, выросший под неустанной опекой своей властной и деловой мамочки, мрачен и пессимистичен, он страдает депрессиями, у него нет друзей, нет цели в жизни, нет даже своих собственных желаний. Единственное его увлечение — это регулярная и кропотливая инсценировка собственных самоубийств. Зачем? Чтобы достать мамочку, конечно. Только она давно уже привыкла к выходкам сына, и ее вполне естественная реакция на непрекращающиеся проделки Гарольда — обращение за помощью к психоаналитику. А еще — в брачное агентство, чтобы там подобрали сыночку подходящую пару: может, тогда он наконец остепенится и станет нормальным. Перед нами — классический богатенький «маменькин сынок», который ничего не умеет и вообще не знает, что ему делать с собственной жизнью. Не мудрено, что его так привлекает эстетика смерти.

Мод — взбалмошная старушка «без тормозов» с бурным прошлом. Она понимает, что скоро ее пребывание на земле неизбежно завершится, и спешит насладиться жизнью по полной программе. Удивительно, но для этого ей не нужны деньги или связи, она вообще плюет с высокой колокольни на устоявшиеся ценности современного общества. Полная энергии и оптимизма, независимая и раскрепощенная в своих чудаковатых поступках, она умеет находить радость и счастье в самых обыденных вещах — красоте цветов, аромате приятных запахов… Ей ничего не стоит пощелкать орешки на заупокойной службе в церкви, а потом укатить на чужой машине, отпертой заботливо припасенной на такой случай отмычкой. И Мод убеждена, что это не кража — она просто взяла машину на время. А еще Мод любила выпускать на свободу заточенных в клетки канареек.

Случайная встреча этих двух разных, но одновременно таких схожих в своем неприятии фальшивого этикета и притворной добродетели людей не могла пройти бесследно. Тем более, в глубине души они оба так одиноки! И между Гарольдом и Мод начинают завязываться теплые отношения.

История отношений подростка и старушки — весьма тонкая материя, и создатели спектакля прекрасно понимают, что они балансируют, так сказать, на грани. Один неверный шаг влево или вправо — и позитивная и жизнеутверждающая история о любви к жизни рискует скатиться до уровня бульварного чтива в духе «Пугачева и Максим Галкин».

Творческая команда Пермского ТЮЗа под руководством режиссера Константина Яковлева достойно решает эту задачу через юмор, вводя в канву спектакля множество забавных эпизодов. Чего стоит один только парад невест, где каждая из трех претенденток на роль будущей жены Гарольда оказывается колоритнее другой, что заставляет зрительный зал буквально рыдать от хохота.

Но главная заслуга, конечно, принадлежит исполнительнице роли Мод заслуженной артистке РФ Валентине Лаптевой — каждое ее появление на сцене подобно лучу солнца, она словно освещает весь зал своей жизнеутверждающей энергетикой добра и неиссякаемого оптимизма. На протяжении всего спектакля зрители все больше и больше влюбляются в нее, одновременно с Гарольдом, и это чувство оказывается совершенно логичным и естественным; более того, единственно правильным! Потому что каждому хочется встретить на своем пути такую Мод, только везет не всем. И если уж повезло — необходимо сделать все возможное, чтобы ее не потерять!

Однако логика развития сюжета все же такова, что даже самые искренние и трогательные отношения не могут иметь счастливого финала, если между людьми лежит пропасть глубиной более чем в полвека жизни. И если юный Гарольд этого не понимает или не хочет понять, то умудренная богатым жизненным опытом Мод, конечна, не столь наивна. А значит, именно от нее будет зависеть, чем окончится эта история. Но поскольку Мод очень любит подсолнухи — цветы, которые всегда тянутся к свету, — финал обязательно будет светлым!

Спектакль Пермского ТЮЗа «Гарольд и Мод» — это о том, что жить все-таки нужно. Всегда. Несмотря ни на что. Вопреки всему!  

Новости культурной жизни