26 ноября на сцене пермского театра «Век жизни» состоялась премьера пластического спектакля «Записки сумасшедшего» по одноименной повести Николая Гоголя. Это первая премьера 7-го театрального сезона авторского театра Ирины и Андрея Моляновых. Примечательно, что автором идеи, режиссером-постановщиком и хореографом новой постановки стал их 19-летний сын Тимофей Молянов. Он же исполнил в спектакле главную роль.  

Тимофей Молянов на сцене не новичок. Еще будучи ребенком, он сыграл роль тяжелобольного мальчика Оскара в знаменитом спектакле «Оскар и Розовая дама», ставшем своеобразной визитной карточкой театра «Век жизни». По мере взросления, Тимофей принимал участие и в других постановках театра Моляновых: сначала во второстепенных ролях, затем — в более сложных, в том числе и в музыкальных спектаклях. В настоящее время он студент Пермского краевого колледжа искусств и культуры.  

В создании пластического спектакля «Записки сумасшедшего», кроме Тимофея Молянова, также принимали участие Ирина Молянова (режиссер), Ирина Елисеева (хореограф-постановщик, актриса) и Валерия Гарипова (актриса).

Повесть Гоголя «Записки сумасшедшего» сама по себе является весьма оригинальным произведением: она написана от первого лица и представляет собой поток сознания человека, постепенно сходящего с ума. Главный герой — чиновник Аксентий Иванович Поприщин, классический «маленький человек», жизнь которого унизительна и безрадостна, о чем он и повествует в своих «записках». Эти записки на сцене повсюду, они и составляют практически весь мир Аксентия Ивановича, причем мир этот раскрашен исключительно в черно-белые тона. Здесь также появляются насмешливые и безапелляционные в своих отказах чиновники с лицами-масками и вездесущие бесы — безликие, абсолютно черные, хитрые, умопомрачительно гибкие и … чертовски привлекательные! А еще тут возникает прекрасная светлая Софи в образе нежной порхающей балерины. Но в итоге даже она осыпает бедного Аксентия Ивановича насмешками.  

В этом поистине кафкианском мире и обитает наш несчастный герой, наделенный несомненно, богатым творческим воображением и беспредельной фантазией. Интересное режиссерское решение: в начальных сценах спектакля Тимофей Молянов в гриме при определенных ракурсах и игре света оказывается похож на самого Николая Гоголя, как бы проводя этим параллель между автором и его героем. И действительно, мы знаем, что знаменитый писатель тоже обладал своими причудами и имел определенные проблемы с психическим здоровьем: по крайней мере, так утверждали отдельные исследователи его жизни и творчества.

Аксентий Иванович в исполнении Тимофея Молянова — это запертая в тесные и невыносимые рамки мятущаяся живая душа, тщетно пытающаяся найти выход своим возвышенным мечтам о прекрасном. Но в реальном мире ее повсюду подстерегают бесы! Уходя от действительности в свой внутренний мир, наш герой постепенно утрачивает связь с реальностью. Вот он страдает, напоминая подвергнутого бичеванию Христа в терновом венце, а в финале преображается в безумца, подобного герою Джека Николсона в фильме «Сияние» — и мы видим потрясающее сходство загримированного актера уже с этим культовым персонажем.

Спектакль «Записки сумасшедшего» наполнен удивительными трансформациями, игрой света, музыкой и уникальной пластикой актеров — все это превращает постановку в необычное, завораживающее зрелище. Причем герои на сцене не произносят ни слова — они только танцуют.  

Кстати, в фойе театра лежат программки, где, помимо стандартного перечня создателей спектакля и его участников, даны и краткие пояснения к сюжету. Поэтому происходящее на сцене будет понятно абсолютно всем зрителям — даже тем, кто не читал повесть Гоголя или читал настолько давно, что уже не помнит ее содержания.

Спектакль «Записки сумасшедшего» стал достаточно смелым экспериментом для театра «Век жизни», где классику обычно ставят традиционно. Но, судя по восторженной реакции пришедших на премьеру зрителей, долго аплодировавших вышедшим на поклон актерам, эксперимент оказался удачным!