Ведущие пермские театры продолжают один за другим представлять зрителям свои премьерные спектакли. В эти выходные эстафету принял Пермский ТЮЗ, где 14 и 15 октября состоялась премьера музыкальной драмы «Война и мир. Первый бал Наташи Ростовой» по мотивам романа-эпопеи Льва Толстого.
За относительно короткий срок, прошедший с момента заступления Константина Яковлева на должность художественного руководителя театра, Пермский ТЮЗ успел изрядно избаловать своего зрителя великолепными и зрелищными музыкальными постановками. Поэтому не удивительно, что спектакль «Война и мир. Первый бал Наташи Ростовой» публика ждала с особым нетерпением, скупив заранее все билеты не только на премьеру, но и на ближайшие показы в следующем месяце.
Следует отметить, что над спектаклем работала команда профессионалов из Санкт-Петербурга: режиссер-постановщик и автор либретто Наталья Индейкина, автор стихов Эдуард Гайдай, композитор Владимир Баскин. Режиссером по пластике стала хореограф Татьяна Безменова, хорошо известная пермским зрителям по тюзовским спектаклям «Ромео и Джульетта», «Дамский портной», «Капризка» и другим. Все роли, а также вокальные партии в спектакле исполняют артисты Пермского ТЮЗа.
Спектакль «Война и мир. Первый бал Наташи Ростовой», по понятным причинам, не охватывает все события четырехтомного романа. За неполных три часа (включая один антракт) перед зрителями пронесется история взросления и становления жизненных взглядов Наташи Ростовой, начиная с ее робкого шага в мир взрослых отношений на первом балу. Первое действие спектакля посвящено мирной жизни светского общества, второе разворачивается на фоне отечественной войны 1812 года с французами.
На мой взгляд, восприятие спектакля о Наташе Ростовой у каждого зрителя будет достаточно субъективным, обусловленным индивидуальным багажом знаний и впечатлений от изучения романа Толстого в школе, от увиденных экранизаций, а в некоторых случаях — даже от самоличного прочтения всех четырех томов эпопеи (верю, что такие люди существуют).
Кстати, в этом смысле нынешней молодежи есть, что сказать и о чем поспорить — убедилась в этом лично, попросив двух знакомых, недавно закончивших школу, поделиться их мнением о Наташе Ростовой (если они вообще помнят, кто это). Молодые люди приятно удивили: помнят прекрасно и готовы порассуждать об этом персонаже из романа Толстого. В первом случае идея сводилась к тому, что Наташа Ростова похожа на Скарлетт из «Унесенных ветром», только она дура. Во втором я получила краткую лекцию о полном отсутствии субъектности у этого персонажа — безмозглой дуры, характерном продукте своего времени, когда для женщины иной роли в обществе и не отводилось (разве что стать алчной интриганткой, как Элен Безухова), и что этот персонаж помогает понять, откуда взялись предпосылки зарождения феминизма в России.
Поскольку
спектакль поставлен на сцене ТЮЗа, а
роман Толстого занимает немалое место
в школьной программе по литературе, то
очевидно, что основными зрителями этой
музыкальной драмы станут старшеклассники
и их педагоги. Не менее очевидно и то,
что большая часть ребят, познакомившихся
с персонажами романа на уроках, в своих
оценках категоричны: Наташа Ростова —
дура! Думаю,
создатели спектакля прекрасно это
понимали и выстраивали на сцене образ
Наташи, во многом отталкиваясь
от
этой популярной точки зрения.
В постановке два актерских состава, и Наташу Ростову играют две молодые актрисы-дебютантки: Ольга Абашева и Дарья Яловега. Я имела возможность оценить версию со второй актрисой. Не каждый театр имеет в составе своей труппы молодую и талантливую актрису с внешностью Людмилы Савельевой или, на худой конец, Одри Хепберн. Дарья Яловега в роли Наташи Ростовой предстает милой и жизнерадостной девушкой, но никак не восхитительной красавицей, способной одним взглядом покорять сердца мужчин. Прелесть героини в другом: в ее живости и непосредственности. Но тут актриса местами явно переигрывает, отчего ее персонаж порой выглядит даже нелепым, вызывая смех зрителей (особенно в сценах с Андреем Болконским).
С одной стороны, такие промахи вполне простительны начинающей актрисе, но с другой — давайте вспомним, что в зрительном зале сидят подростки, считающие эту героиню «дурой»! Впрочем, вопрос на засыпку: а может быть, именно в такой подаче персонажа и кроется режиссерский замысел? Ведь Наташе в этих сценах только 17 лет, это ее первая серьезная влюбленность — откуда же в ее импульсивных сиюминутных поступках взяться рассудку и сдержанности?!
Несколько выпадающей из общего художественного стиля спектакля мне показалось решение сцены бала. Прекрасно выдержанную атмосферу торжественного светского раута, где присутствуют элегантные дамы и кавалеры в соответствующих эпохе вечерних платьях в пол и парадных костюмах, буквально разбивает Наташа Ростова, появляющаяся в полупрозрачном платье, сквозь которое просвечивало все ее нижнее белье. Это выглядело так, будто костюмер забыл пришить к платью главной героини нижнюю юбку. Конечно, это была не досадная ошибка, а режиссерский прием, смысл которого сводится, очевидно, к желанию показать одновременно и наивность Наташи, не осознающей свою эротичность, и готовность ее женской телесной составляющей к более откровенным приключениям. Забегая вперед, отмечу, что это же платье будет на Наташе и в сцене ее рокового знакомства с коварным сердцеедом Анатолем Курагиным.
Наташа Ростова — далеко не единственный яркий персонаж музыкальной драмы «Война и мир. Первый бал Наташи Ростовой». Не менее колоритным является трогательный и благородный граф Пьер Безухов в великолепном исполнении Дмитрия Гордеева. Это невероятно точное попадание актера в образ — как во внешнем воплощении, так и в плане характера героя. Князя Андрея Болконского играет Евгений Замахаев, и это тоже большая удача спектакля. Великолепно смотрятся Курагины: демонический красавец-соблазнитель Анатоль (актер Артем Гукенгеймер) и роковая, глубоко порочная Элен, жена Пьера Безухова (актриса Надежда Кайсина). В спектакле занят почти весь основной актерский состав ТЮЗа: Александр Шаров (граф Ростов, отец Наташи), Наталья Аникина (графиня Ростова, мать Наташи), Анна Сопко (Соня), Елена Бычкова (княжна Мария Болконская), Павел Ознобишин (император Александр Первый) и многие другие.
Второе действие кладет конец великосветским балам и сомнительным любовным приключениям — начинается война. Меняется динамика действия, на сцену выходят новые персонажи: генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов, офицеры и войска русской и французской армий. Страна просыпается в новой реальности: вчерашние молодые офицеры сегодня оказываются на фронте в самом центре кровавого боя, а завтра им суждено мучительно умирать от ужасных ранений. И это очень страшно, даже если происходит всего лишь на сцене.
На таком мрачном событийном фоне меняется и Наташа Ростова: мы больше не увидим на ней прозрачных платьев, время совершать глупости ушло безвозвратно. Для Наташи Ростовой наступает время нести ответственность за совершенные ранее поступки, раскаиваться в собственной наивности и мучительно осознавать, сколько боли она причинила князю Андрею и своим родным.
Показательна сцена семейного обеда Ростовых, вынужденных спасаться бегством из оставляемой русскими войсками Москвы. Идет война, привычный мир Ростовых разрушен, но члены семьи даже в походных условиях стараются следовать старым традициям, собираясь для обеда все вместе за импровизированным столом с дорогими столовыми приборами. Все, кроме Наташи, самоотверженно ухаживающей за ранеными. И пока семья Ростовых обедает, Наташа находится почти за сценой — у ложа раненого князя Андрея. Юная графиня, пренебрегающаяся традициями, в которых она воспитывалась и жила ранее, добровольно оказывается «за бортом» своей прежней жизни.
Когда мы вспоминаем Наташу Ростову из романа «Война и мир», на ум обычно приходят ее любовные приключения, совершенные 17-летней неопытной девицей. Но как мало мы помним о более поздней Наташе — той, которой пришлось ухаживать за раненым Андреем Болконским и умолять умирающего о прощении.
Создателям музыкальной драмы «Война и мир. Первый бал Наташи Ростовой» удалось практически невероятное — ярко и динамично за относительно короткий промежуток времени не только показать на сцене ключевые события романа Толстого, но и проследить эволюцию главной героини от совершающей роковые ошибки юной «дуры» (воспользуемся здесь любимым термином старшеклассников) до зрелого человека с четкими нравственными принципами.
Как
мне кажется, одной
из целей
тюзовского спектакля было
дать зрителю,
в том числе старшеклассникам, возможность
увидеть в Наташе прежде всего живого
человека: понять мотивы ее поступков,
где-то осудить ее, а где-то ей посочувствовать,
пережить вместе с ней всенародную беду
и боль утраты, а после найти в себе силы
для дальнейшей жизни. И только пройдя
через все это посредством эмоционального
погружения в спектакль, выносить
окончательный вердикт в отношении
Наташи Ростовой — может быть, теперь
он окажется иным.
Ну, а педагогам и их ученикам я бы рекомендовала всем вместе посмотреть в Пермском ТЮЗе музыкальный спектакль «Война и мир. Первый бал Наташи Ростовой» и потом устроить в классе обсуждение характера главной героини — тема-то какая благодатная! И пусть для кого-то из нынешних старшеклассников Наташа Ростова так и останется «безмозглой дурой» — не беда. Потому что все приходит в свое время!