С 10 по 14 сентября на сцене Пермского ТЮЗа прошли гастроли Вологодского театра юного зрителя. Пермяки увидели спектакли «Женитьба» по Николаю Гоголю, «Принц и нищий» по Марку Твену и «Денискины рассказы» по Виктору Драгунскому.

Открыл гастроли спектакль «Женитьба» режиссера Ирины Зубжицкой. Премьера состоялась весной 2022 года, и с тех пор спектакль успел побывать уже на нескольких российских фестивалях. Неудивительно, что эта постановка вызвала в Перми повышенный интерес: версий гоголевской «Женитьбы» пермскими театрами предложено немало, так что нашим зрителям есть, с чем сравнивать.
Признаюсь, несколько опасалась, что на сцене будет очередной Ван Гоголь. Но нет — спектакль оказался вполне в духе авторского замысла, при этом постановщики добавили несколько весьма любопытных смысловых акцентов.
Прежде всего, необычной показалась трактовка образа главной героини — невесты Агафьи Тихоновны (актриса Екатерина Чаукина). Обычно это дама с каким-нибудь явным дефектом формы или содержания, но в вологодской интерпретации это симпатичная, неглупая, эмоционально непосредственная барышня, определенно вызывающая симпатию и наводящая на раздражающую мысль: «И чего еще этим мужикам надо?!»

Чего еще надо этим мужикам, откровенно расскажут со сцены они сами, и это правда будет смешно, хотя и немного грустно. Ибо жалко Агафью Тихоновну, совсем еще неопытную и трогательную в этой своей наивности и стыдливой жажде настоящей любви и личного семейного счастья. У Гоголя этой щемящей ноты я не замечала, он своей героине особо не сочувствует.
Выпущенные на сцену женихи, как и положено, гротескно-забавные, каждый со своими живописными закидонами, немало веселящими собравшуюся публику. Тут все по классику. И все-таки из этого булькающего, простите, вещества неопределенного состава и с явным неприятным душком каким-то уму непостижимым образом на наших глазах зарождается нежный, хрупкий росток настоящего чувства. Да-да, все именно так! Инфантильный Подколесин и закомплексованная Агафья Тихоновна, наверное, могли бы в перспективе составить достойную пару (им бы психолога профессионального в помощь!), но… Сюжет, думаю, известен всем.

Вот так неожиданно, с легкой руки Вологодского ТЮЗа, классическая гоголевская комедия превращается еще и в философскую притчу об одиночестве, калечащем человеческие души. Эту тему усиливает ненавязчиво развивающаяся где-то на третьем плане незатейливая любовная линия слуг Степана и Дуняши: простая деревенская парочка не страдает закидонами своих господ, между ними все прекрасно и гармонично, смотреть на них — одно удовольствие!
Из недостатков постановки (чисто субъективно): спектакль идет фактически три часа (с учетом антракта), что несколько избыточно, если учесть целевую аудиторию любого ТЮЗа — подростков школьного возраста. Однако приятно удивили наши пермские зрители, среди которых как раз-таки было немало старшеклассников: смотрели живо, с явным вовлечением, искренне смеялись и воодушевленно хлопали.
Думаю, это целиком заслуга вологодской команды, которая явно знает, как достучаться до сердец нынешнего подрастающего поколения, воспитанного любимыми гаджетами. А незадачливые Подколесин и Агафья Тихоновна в «Женитьбе» и правда чем-то напоминают неопытных подростков — возможно, в этом и кроется еще один секрет успеха показа постановки на сцене нашего ТЮЗа.

Второй спектакль гастрольной программы Вологодского ТЮЗа — инсценировка увлекательнейшей истории Марка Твена «Принц и нищий». Этот спектакль в жанре «почти историческая хроника» поставлен в 2024 году режиссером Евгением Зиминым.
Уже после «Женитьбы» стало очевидно, что из Вологды в Пермь прибыла команда опытная и, не побоюсь этого слова, талантливая, поэтому за качество второй постановки беспокоиться явно не стоило. Сюжет Марка Твена о поменявшихся местами юном принце Эдуарде и нищем мальчике Томе Кенти сам по себе хорош необычайно. Однако перенести всю эту головокружительную череду невообразимых приключений на сцену — тут надо постараться! И вологодцы постарались.
Спектакль «Принц и нищий» поразил своей невероятной динамичностью, я бы даже сказала — кинематографичностью: настолько лихо менялись на сцене места действия и персонажи. А сколько актеров задействовано в постановке! Уму непостижимо: и королевская свита, и бедная семья Тома, и горожане, и бродяги, и солдаты… Все в соответствующих исторических костюмах, с грацией и повадками своих сценических героев.
Впрочем, ко второму действию я начала кое-что подозревать: слишком уж похожи были лица некоторых не пересекающихся на сцене персонажей. Программка в помощь: точно! Одни и те же актеры умудрялись играть по два, по три, по четыре и даже, кажется, по пять героев спектакля, причем весьма убедительно! Как им это удается?! Просто мистика какая-то.
Но высший знак качества спектаклю «Принц и нищий» поставили даже не присутствовавшие на просмотре театральные критики, а собравшиеся зрители, большинство из которых — подростки. Никто не лез в телефоны, не шуршал фантиками, не шептался с соседями — во время спектакля в зале царила тишина: все на одном дыхании смотрели спектакль, настолько действие захватывало. И тут не поспоришь: зрительская реакция, особенно если в зале сидят дети — самая честная оценка!

Третьим гастрольным спектаклем из Вологды стали «Денискины рассказы» по классику детской литературы Виктору Драгунскому. Режиссер — Денис Долбышев, премьера спектакля состоялась в июне 2022 года.
Спектакль «Денискины рассказы» поставлен в экстравагантном жанре «запуск ракеты в двух действиях», что уже по крайней мере весьма любопытно. Обещанный запуск ракеты на сцене действительно состоится, но главное, конечно, не в этом. Главное в том, что режиссеру и актерам удалось перенести на сцену всю ту искреннюю детскую непосредственность, благодаря которой Дениска и его друзья так полюбились советским читателям. В итоге получилась милая и трогательная постановка для всей семьи: забавные приключения юного Дениски и его друзей одинаково захватывают и детей, и взрослых.
Но старшее поколение на спектакле «Денискины рассказы» получит двойное удовольствие от ностальгии по собственному детству, незримая атмосфера которого удивительно образом воссоздана на сцене. Мне думается, бабушки и дедушки, чьи детские годы совпали с расцветом СССР, когда в космос полетели первые советские ракеты, ощущают себя на этом спектакле настоящими путешественниками во времени, которым удалось на полтора часа сгонять обратно в 60-е: посмотреть на самих себя, совсем еще юных, и на своих молодых и полных сил родителей. Повезло же жителям города Вологда! Теперь совершенно ясно, почему билеты на этот спектакль разлетаются, как горячие пирожки.

Благодаря обменным гастролям пермяки получили редкую возможность поближе познакомиться с Вологодским ТЮЗом — самобытным театром, имеющим не только разнообразный и актуальный репертуар, но и свой собственный, совершенно уникальный художественный стиль.
Гастроли Вологодского ТЮЗа в Перми стали возможны благодаря общероссийской программе «Большие гастроли» Министерства культуры РФ, в рамках которой ТЮЗы наших городов обменялись спектаклями: в эти же дни в Вологде были показаны спектакли Пермского ТЮЗа «Ромео и Джульетта» (Уильям Шекспир), «Тимур и его команда» (Аркадий Гайдар) и «Капризка» (Владимир Воробьев).
