Во взрослом репертуаре пермского театра кукол «Туки-Луки» есть спектакль по Чехову «Вишневый сад». Премьера состоялась достаточно давно — в 2013 году. Я большой поклонник русской классики, но идти на этот спектакль не решалась долго. Дело в том, что я не сторонник модных нынче театральных экспериментов, когда классическое произведение превращают в нечто, весьма отдаленно напоминающее оригинал. В Перми по Чехову за последние годы было поставлено немало отличных спектаклей, и посмотреть было на что: это и пронзительные «Три сестры» в театре «У Моста», и веселая остроумная комедия авторского театра «Век жизни» «Чехов. Шутка», и их же недавний «Медведь». 

В постановке театра «Туки-Луки» меня смущало только одно — в их афише «Вишневый сад» значился как моноспектакль. Ну скажите, как может один актер сыграть на сцене одновременно и Раневскую, и Гаева, и Лопахина, и старика Фирса?! Это как надо переписать Чехова, чтобы такое стало возможным?

 И вот наконец любопытство взяло верх, и вместе с подругой-единомышленницей, тоже филологом и театралом, мы отправились в театр «Туки-Луки» смотреть «Вишневый сад» — моноспектакль Анатолия Смолякова по пьесе А. П. Чехова. Режиссеры постановки — Алексей Миронов и Ярослав Колчанов.

Спектакль начался необычно — с конца. Забытый всеми старый лакей Фирс, оставшийся один в брошенном имении, с трудом передвигается по опустевшим комнатам, где совсем недавно, вот буквально только что, еще звучали голоса прежних хозяев. Старая усадьба, где он прожил всю жизнь, люди, которым он верно служил и которых по-своему очень любит до сих пор. Он все понимает. Жизнь прошла, и прошлого уже не вернуть — как не спасти уже и чудесный вишневый сад. И Фирс невольно погружается в воспоминания событий последних дней, которые еще так ярко стоят в его памяти, что он способен воспроизвести буквально каждое произнесенное здесь слово, каждый мимолетный жест. И через восприятие этого верного и честного старика перед зрителем постепенно разворачивается весь сюжет чеховской пьесы.  

 Пожалуй, самое потрясающее в этом спектакле — та атмосфера, которую удается создать благодаря приему проживания всех событий через призму одного человека, искренне влюбленного не только в старое имение и в вишневый сад, но и во всех персонажей, о которых он вспоминает. В нем нет и следа осуждения, обиды, упрека — только глубокое сопереживание, понимание, сочувствие. Честный философский взгляд на события, которые по сути трагичны, но неизбежны, вызывает в душе зрителей щемящий отклик, который нарастает постепенно, почти незаметно, но к финалу оборачивается нестерпимым желанием вернуться к своим родным истокам, хотя бы на миг прикоснуться к тому самому ценному и дорогому, что когда-то было, но сейчас утеряно навсегда. Ведь у каждого из нас в памяти есть свой собственный прекрасный вишневый сад…

В финале, после неизбежной паузы, следующей по завершению спектакля, когда зритель возвращается в свое «здесь и сейчас» из той атмосферы, в которую он погрузился благодаря постановке, хочется сказать только одно слово: «Браво!»

Браво в первую очередь актеру Анатолию Смолякову, а также всему творческому коллективу театра «Туки-Луки», который сумел не просто мастерски воплотить на сцене свое оригинальное прочтение классической чеховской пьесы, но и достучаться до самой глубины зрительских сердец.