Нет повести печальнее на свете, чем … «Юнона и Авось»! Эта легендарная рок-опера на музыку Алексея Рыбникова и стихи Андрея Вознесенского создана на основе реальных событий позапрошлого века: путешествия сорокалетнего русского графа Резанова с торговой миссией в Америку и его знакомства там с юной 15-летней Кончитой Аргуэльо, дочерью губернатора Сан-Франциско.

Пермская версия этой невероятно трогательной истории любви в постановке режиссера Сергея Федотова с успехом идет на сцене театра «У Моста» уже много лет — премьера состоялась в августе 2006 года. За это время пермский спектакль «Юнона и Авось» успел побывать на нескольких фестивалях, и везде публика принимала его с восторгом.   

Режиссер Сергей Федотов, как всегда, верен своему творческому кредо не осовременивать классику. В то же время его «Юнона и Авось» ни в коем случае не является калькой с легендарной ленкомовской постановки Марка Захарова, где роль графа Резанова блестяще сыграл Николай Караченцов.

Графа Резанова в спектакле Федотова исполняет Илья Бабошин (в других актерских составах — Владимир Ильин, Александр Шаманов). Резанов — это не брутальный герой-любовник, способный в сорокалетнем возрасте одним своим видом сразить наповал юную неопытную красавицу. Это прежде всего живой человек, разрываемый противоречивыми чувствами: душевным одиночеством, поисками собственного жизненного предназначения, желанием принести пользу России и смутным ощущением нависшего над ним неумолимого рока. Перед нами — мятущаяся душа человека, способного ради идеи на совершенно безумные (с точки зрения здравого смысла) поступки под девизом «Авось!» Согласитесь — это так по-русски! Абсолютная обнаженность души и готовность поставить все на карту ради воплощения мечты и является тем стержнем, на котором держится характер графа Резанова. И именно таким его видит юная Кончита. 

Красавицу Кончиту играет молодая актриса Милена Хмылова, и выбор режиссера кажется особенно удачным. Юная, обворожительная, непосредственная, хрупкая — такой предстает на сцене Кончита Аргуэльо. При этом в девушке угадывается горячий испанский темперамент и железный характер. Какая гремучая смесь! Нормальному мужчине, пожалуй, сложно в нее не влюбиться…  

Совершенно логичным продолжением юной красавицы Кончиты оказывается ее жених Федерико (актер Дмитрий Мурзаев). Умение этого актера мастерски перевоплощаться на сцене в практически любой образ вызывает искреннее восхищение. Горячий испанец из Дмитрия Мурзаева получился, как и следовало ожидать, великолепный. Единственный недостаток Мурзаева-Федерико — он слишком хорош! Способность Резанова составить ему конкуренцию все же вызывает некоторые сомнения. Но в этом и состоит интрига! Если молодой Федерико ослепляет своим ярким внешним шармом, то харизма Резанова совсем иного порядка: он притягивает своим внутренним обаянием, неистовой жаждой любви и готовностью немедленно вступить в заведомо неравную схватку за сердце красавицы. Метания Кончиты так понятны! И она делает свой выбор… 

Еще одним главным действующим персонажем спектакля «Юнона и Авось» является, безусловно, музыка. Совершенно невероятный замес лирических песен, речитатива и церковных песнопений в рок-обработке будоражит душу и создает ни с чем не сравнимую мистическую ауру спектакля, жанр которого определен режиссером как опера-мистерия. Определяющим компонентом этой уникальной, почти магической атмосферы оказывается мятущаяся душа главного героя, ее постоянные поиски главных жизненных истин и бесконечный диалог с Создателем.

Говоря о музыкальных возможностях актеров, «вживую» исполняющих в «Юноне и Авось» все, даже самые сложные вокальные партии, хочется подчеркнуть, что в спектакле задействованы драматические артисты, а не оперные, поэтому их работа, безусловно, достойна самых высоких оценок. Особенно впечатлили вокальные данные актрисы Анастасии Перовой в роли Богоматери.

В финале все задействованные в спектакле актеры выходят на сцену и исполняют легендарную композицию «Аллилуйя любви» с призывом к согласию и любви. Слова эти были написаны Андреем Вознесенским более полувека назад, но впечатление такое, что он написал их буквально вчера — не правда ли?

Дети двадцать первого столетья,

Начался ваш новый век,

Неужели вечно не ответит на вопрос согласья человек?

Две души, несущихся в пространстве, полтораста одиноких лет,

Мы вас умоляем о согласьи, без согласья смысла в жизни нет!