Тема Великой Отечественной войны всегда занимала значительное место и в литературе, и в кинематографе, и в театральном мире. Но чем больше времени отделяет современное поколение от тех страшных событий, тем менее остро оно реагирует на боль и страдания, выпавшие на долю его дедов и прадедов. В фильмах последних лет образ героя войны часто приобретает черты обаятельного супермена, лихо громящего врагов на каком-нибудь чудо-танке и попутно спасающего из вражеского плена неотразимую белокурую красотку. Но это всего лишь кино, созданное по канонам кассового боевика, причем с единственной целью — угодить зрителю.
Совсем другую войну показал на сцене Пермского ТЮЗа народный артист РФ Михаил Скоморохов в новом спектакле «Я вижу солнце» по повести грузинского писателя Нодара Думбадзе. Спектакль готовился к 75-летию победы в Великой Отечественной войне, и его премьера должна была состояться еще в мае прошлого года. Но жизнь внесла свои коррективы, и первый широкий показ для зрителей состоялся лишь 23 января 2021 года.
Война — это величайшая трагедия и боль всего народа. Это страшные темные времена, принесшие с собой тяжелейшие испытания для всех — и тех, кто сражался на передовой, и тех, кто остался в тылу. Но именно в темные времена лучше всего видно светлых людей.
Действие спектакля происходит в небольшом грузинском селе. 1941 год. Никто из жителей еще не подозревает о нависшей над страной беде, жизнь пока идет своим чередом. Главные герои спектакля — подростки Сосойя и Хатия. Они совсем еще дети, им хочется веселиться и смеяться, радуясь каждому новому дню, хотя их судьба не столь уж и безоблачна: родителей Сосо арестовали в 30-е годы, а Хатия слепа с рождения. Однако девочка может видеть солнце, и это вселяет надежду, что врачи сумеют ее вылечить. Надежда и свет — ключевые мотивы всего спектакля.
Но вот в размеренную и спокойную жизнь сельчан словами диктора из громкоговорителя врывается страшная весть о начавшейся войне, а вскоре за ней последуют расставания, слезы, боль, утраты, предательство. Война в спектакле остается «за кадром» на протяжении всего действия, но сколько испытаний выпадет на долю каждого героя! На этом трагичном фоне и происходит постепенное взросление Сосо, Хатии и их друзей-ровесников.
Отметим, что «Я вижу солнце» — одна из самых массовых постановок Пермского ТЮЗа. На сцене задействована вся труппа театра, а также студенты ПГИК актерского курса Михаила Скоморохова. Перед зрителем разворачивается масштабный калейдоскоп жизни села в военные годы, где каждый, даже самый маленький элемент является неотъемлемой частью общей яркой картины.
Уникальная особенность спектакля — при такой внешней эпичности действия постановка наполнена лиричностью и музыкальностью, что делает ее очень близкой к поэме. Главная заслуга в этом принадлежит творческой команде создателей спектакля: режиссеру-хореографу Ирина Ткаченко, художнику-постановщику Ирэне Ярутис. В спектакле использована музыка известного грузинского композитора Гии Канчели, музыкальное оформление осуществил заслуженный работник культуры РФ Марк Гольдберг.
Еще одна «изюминка» спектакля — постоянное присутствие тонкого грузинского колорита, что проявляется не только в национальной музыке и одежде персонажей, но и в манере актеров всегда держать гордую осанку, в их особой пластике. Все очень в меру: как раз достаточно для того, чтобы подчеркнуть особенности и достоинства грузинского национального характера, но при этом сохранить общность героев со всеми другими народами многонационального СССР, также борющимися с единой страшной бедой — фашистскими захватчиками.
Общая беда сплачивает народ. Самоотверженность слепой девочки, работающей в поле наравне со всеми, придает сил взрослым. Раненый русский солдат, которого выходила с помощью односельчан тетушка Кето, дарит надежду всем, кто получил с фронта похоронки: если выжил русский, которого несомненно оплакивают его родители, считая погибшим, значит, и их дети могут быть живы! Взаимная поддержка, любовь, надежда на лучшее вопреки всему — вот то яркое солнце, которое продолжают видеть герои спектакля, несмотря на нависшую над ними темную тучу всеобщей беды.
Несомненной удачей режиссера можно назвать и выбор актеров на роли главных героев спектакля — это Степан Сопко (Сосо) и Евгения Шишенина (Хатия). Актеры настолько органично выглядят в образах подростков, что с первых же минут спектакля зритель начинает видеть в них настоящих детей — юных, еще во многом неопытных, но наполненных жаждой жизни и искренней тягой к добру и справедливости. Хатия и Сосо словно сами становятся лучиками солнца, чтобы в течение всего спектакля излучать со сцены свет и душевное тепло, наполняя зрителей надеждой и верой в лучшее.
«Я вижу солнце» — спектакль, который наполняет эмоциями. Возможно, кому-то после него захочется помолчать, кому-то — обнять своих близких, а кто-то будет украдкой вытирать слезы. Уверена в одном — после такого спектакля никто не останется равнодушным.