Пермский авторский театр «Век жизни» хорошо известен в Перми в первую очередь благодаря своим постановкам по русской классике. В репертуаре театра — Лермонтов, Гоголь, Чехов, Куприн, Аксаков, Зощенко, из современных драматургов — Николай Коляда. В ноябре театр «Век жизни» впервые поставил на своей сцене и «русского Шекспира» — Александра Островского.

Театр «Век жизни» — это частный независимый театр, не имеющий государственного финансирования и все свои постановки осуществляющий на средства, заработанные с продажи билетов на спектакли. Тем не менее, коллективу театра удается удерживать высочайшую профессиональную планку, о чем свидетельствуют многочисленные награды, полученные на различных театральных фестивалях.

Творческое кредо театра «Век жизни» — не осовременивать классику. Это проявляется в том числе в создании на сцене максимально приближенных к историческим оригиналам декораций и костюмов, в тщательном подборе антикварного реквизита, помогающего передать дух времени. Театр давно получил заслуженное признание у многочисленных любителей русской классики, и чтобы попасть на спектакли театра «Век жизни», билеты надо приобретать заранее.      

Из обширного творческого наследия Александра Островского режиссер театра Ирина Молянова выбрала для постановки комедию «В чужом пиру похмелье», написанную русским драматургом в 1856 году. Премьера одноименного спектакля состоялась на сцене театра «Век жизни» 16 ноября 2024 года.

Место действия спектакля — столь любимое Островским купеческое Замоскворечье. Основной конфликт происходит между бедным, но честным учителем Ивановым, воспитывающим милую 20-летнюю дочь Лизавету, и богатым купцом Титом Брусковым, чей сын Андрей давно влюблен в Лизу. Интригу, вызвавшую нешуточный скандал, затеяла охочая до денег Аграфена Платоновна — хозяйка квартиры, где живут скромные Ивановы. В итоге ничего не подозревающий учитель и его дочь оказались втянуты в весьма неприятную историю, под угрозой — честь юной девушки. Кстати, отсюда и название пьесы: фразеологизм «в чужом пиру похмелье» означает неприятности, полученные по вине других.     

«Век жизни» — это профессиональный театр, и к подбору актеров здесь относятся предельно серьезно. Актерский состав спектакля «В чужом пиру похмелье» порадует любого пермского театрала. Прежде всего, это сама великолепная Ирина Молянова, весьма живописно исполняющая роль Ненилы Сидоровны, приятельницы жены купца Брускова. Грозного Тита Брускова играет колоритный Андрей Козлов, и это стопроцентное попадание в образ классического русского купца, каким мы привыкли его видеть на картинах русских художников и в старых советских фильмах.

Как всегда, порадовал очередным внезапным и кардинальным преображением для новой роли Тимофей Молянов, представший на сцене неотесанным купеческим сынком Андреем Титычем. На контрасте с ним выстраивает образ своей трогательной и интеллигентной героини Лизаветы актриса Людмила Апурина. Взаимная симпатия этой парочки очевидна, но слишком уж они разные! Впрочем, любовь, как известно, творит чудеса, и легко можно предположить, что болезненно осознающий свою грубоватость и невежество Андрей будет только счастлив получить достойное образование, чтобы добиться благосклонности Лизы. Но — дочь учителя Лиза бедна! Совершенно очевидно, что такой союз никогда не одобрит привыкший считать денежки Тит Титыч, уже присмотревший для сына более подходящую невесту с весомым приданым.

Интересно рисует своего персонажа, отставного учителя Ивана Ксенофонтыча Иванова, актер Андрей Молянов. Его герой — это нечто среднее между забавным, немного наивным Шуриком из «Кавказской пленницы» и сумасшедшим гениальным профессором. Учитель Иванов вызывает прежде всего улыбку, и тем неожиданнее окажется поведение этого неказистого и совершенно безобидного человека в минуты отчаяния.

Среди ярких актерских работ следует упомянуть и Наталью Катаеву, виртуозно исполнившую роль Аграфены Платоновны. Ее героиня — и не интригантка вовсе, а скорее типичная простоватая русская бабенка, совершенно искренне верящая, что в деньгах счастье, и что они могут решить любую проблему. Только неведомо ей, что у порядочных людей есть свои жизненные принципы, и деньги там никакой роли не играют!

Еще один оригинальный персонаж — второй сын купца Брускова Капитон Титыч в исполнении актера Сергея Трясцына. Эта роль в спектакле почти эпизодическая, и, на мой взгляд, ее скромный масштаб оказался для столь яркого и харизматичного актера слишком мал. Выходя на сцену, герой Сергея Трясцына сразу притягивал к себе повышенное внимание зрителей, и в отдельные моменты он едва ли не затенял собой другого, более значимого персонажа — Андрея Титыча. С другой стороны, живописный Капитон Титыч знатно украсил собой спектакль, добавив в него отменную порцию нарочитой театральности и озорного юмора.  

«В чужом пиру похмелье» — это комедия, и спектакль театра «Век жизни» действительно получился очень смешным, хотя, по большому счету, речь в нем идет о весьма серьезных вещах. Все как и в жизни: комическое переплетается с трагическим, любовь с ненавистью, глупость и невежество — с мудростью. Есть над чем вволю посмеяться, есть над чем глубоко задуматься. Потому что русская классика — она такая!

Финал пьесы «В чужом пиру похмелье» у Островского можно назвать открытым: драматург оставляет зрителя в неведении относительно того, чем же закончатся в итоге отношения Андрея и Лизы. Режиссер Ирина Молянова делает дополнительный шаг навстречу своим героям: она добавляет в спектакль небольшую немую сцену, которой нет в оригинале. В финальной сцене спектакля нет слов, но появляется надежда…