Центральные образы и сюжеты «Маленьких трагедий» Пушкина давно стали своего рода культурными символами, мгновенно вызывающими у читателя или зрителя определенный и устойчивый круг ассоциаций. «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Скупой рыцарь», «Пир во время чумы» — в каждой из этих коротких пьес прекрасно видна общечеловеческая философско-нравственная проблематика, не имеющая временных и исторических границ. Этим, пожалуй, объясняется и неослабевающий интерес театральных режиссеров к данному циклу произведений Пушкина, а также повышенное внимание к их постановкам со стороны театралов и знатоков классической литературы.

Пермский театр кукол «Туки-Луки» представил зрителям свою одноименную версию «Маленьких трагедий», жанр которой охарактеризован как «пир человеческих страстей в одном действии», еще в октябре 2015 года. Режиссерами спектакля выступили Алексей Миронов и Ярослав Колчанов, инсценировку по произведениям Пушкина написала Наталья Белочицкая. С тех пор спектакль побывал уже на нескольких театральных фестивалях и получил массу положительных зрительских отзывов.  

По замыслу Пушкина, каждая из четырех пьес его цикла «Маленькие трагедии» анализирует одну человеческую страсть — скупость, зависть и т. п. В спектакле все четыре трагедии объединены в одну общую сюжетную линию, где ведущей сквозной темой становится «Пир во время чумы». Оригинальность трактовки пушкинских «Маленьких трагедий» режиссерами театра «Туки-Луки» заключается прежде всего в том, что на сцене очень органично соединены кукольное представление и драматическая игра актеров. Череда образов то и дело сменяет друг друга: живые фигуры людей, куклы, приводимые в действие своими кукловодами, человеческие лица, спрятанные под бесстрастными неподвижными масками… Кто на самом деле управляет всей этой фантасмагорией? Судьба? Злой Рок? Бог? Или… Дьявол? В какой момент человек, поддавшийся соблазну губительной страсти, превращается в послушную марионетку в чьих-то неведомых руках?.. «Нет правды на земле. Но правды нет — и выше». Эти слова, произносимые в самом начале спектакля Сальери, становятся философским лейтмотивом всего дальнейшего действия. Речь идет не только о воле Бога, но и о природе человека, о совести и справедливости, о проблеме нравственного выбора в минуту смертельной опасности.   

Чума в спектакле — образ скорее метафорический, символизирующий все те темные силы зла и внешние опасности, перед которыми обычный человек практически бессилен. Эпидемия страшной болезни, угрожающей смертью любому, стихийное бедствие, ужасная война… Последние реалии нашей жизни внесли свои корректировки в возможную трактовку этого образа современными зрителями, и тема всеобщей беды внезапно заиграла новыми, совершенно неожиданными красками. Как поведет себя человек перед лицом страшного испытания? Изберет путь полнейшего смирения, надеясь таким образом получить прощение свыше, и «да минует его чаща сия?» Или, напротив, пустится во все тяжкие, чтобы вдоволь насладиться всеми удовольствиями жизни в отпущенные ему, возможно, последние дни и часы? Или посмеет бросить гордый вызов всем неведомым силам и встретит свою судьбу, какой бы она ни была, с высоко поднятой головой? Выбор, как мы видим, есть всегда…

Все декорации и костюмы персонажей, за исключением кукол, выполнены в темной, практически черной гамме. На таком фоне особенно колоритно и драматично выглядят живые лица актеров, по мере развития сюжета демонстрирующие то бездну человеческого отчаяния, то гримасу невыразимой внутренней боли.

Несмотря на достаточно необычное «кукольное» прочтение пушкинских «Маленьких трагедий», режиссеры спектакля очень бережно отнеслись к первоисточнику, не позволяя себе осовременивать и тем более искажать оригинал. Короткие пьесы Пушкина сами по себе уже имеют притчевый характер и содержат в себе немалое количество фраз, ставших афоризмами. Наполняя свой спектакль многочисленными символическими образами, авторы предлагают зрителю самому отвечать на заданные Пушкиным «вечные» вопросы и искать в происходящем на сцене параллели с современностью. Не случайно по сцене рассыпаны и соблазнительные спелые яблоки, напоминающие о знаменитом яблоке раздора. Их так много, что хватит всем персонажам, даже и зрителям еще останется, если кто-то пожелает тоже куснуть заветный плод.

Говоря об игре участвующих в спектакле актеров, а это практически вся труппа театра «Туки-Луки», сложно выделить кого-то отдельно, ибо со своими ролями прекрасно справились все. Лично на меня наиболее глубокое впечатление произвели актеры Валерий Погорелый (Сальери, Соломон и др.) и Алена Иванова (Мери). Их персонажи достаточно сдержанны в чисто внешних проявлениях своих эмоций, однако при этом актерам на сцене удается показать невероятно многогранный и противоречивый внутренний мир своих героев через взгляд, жест, интонацию сказанного.

В целом спектакль «Маленькие трагедии» достаточно точно передает ту неповторимую магию, присущую лучшим пушкинским произведениям: максимум глубокого философского содержания при внешней легкости и безупречности стиля.