Пермский театр «У Моста» представил зрителям новый спектакль режиссера Сергея Федотова «А зори здесь тихие» по военной повести Бориса Васильева. Премьера состоялась 9 мая, в День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.  

Повесть Бориса Васильева (впервые опубликована в 1969 году) и снятый по ней художественный фильм режиссера Станислава Ростоцкого (1972 г.) давно стали классикой. По результатам современных опросов, советская кинокартина «А зори здесь тихие» и в наши дни является одним из самых популярных и любимых фильмов о войне. Не секрет, что за вымышленными персонажами повести Бориса Васильева стоят реальные судьбы.

Пермский театр «У Моста», пожалуй, впервые поставил на своей сцене спектакль, полностью посвященный событиям Великой Отечественной войны. Военная тема, конечно, затрагивалась в постановках театра и раньше: достаточно вспомнить культовый спектакль Сергея Федотова «Зверь» и лирическую комедию по мотивам романа Нодара Думбадзе «Зурикела».

«А зори здесь тихие» в версии театра «У Моста» — это спектакль-реквием в память о погибших девушках, об их несбывшихся мечтах, о несостоявшемся женском счастье. Пять девичьих жизней, загубленных войной в расцвете лет — как пять погасших ярких свечей. Героическая жертва, принесенная ими ради всеобщей победы над врагом.

Сюжет повести Бориса Васильева о трагическом и неравном противостоянии пяти девушек-зенитчиц под командованием старшины Васкова с целым отрядом вооруженных до зубов фашистов-диверсантов перенесен на театральную сцену в полном соответствии с традициями театра «У Моста»: с бережным сохранением авторского замысла и с предельным вниманием к историческим деталям.

Довольствуясь минимумом декораций, режиссер делает упор на воссоздании на сцене соответствующей атмосферы. Предрассветный туман, светлые стволы березок, чарующее пение птиц — казалось бы, идеальная обстановка для романтических свиданий и любовных грез. Но эту милую идиллию разбивает грохот зенитных выстрелов, вспышки рвущихся снарядов, визг подбитого падающего самолета. Безумие столь тесного соседства жизни и смерти ощущается даже не разумом, а на уровне первобытных инстинктов, заставляющих зрителей в соответствующие мгновения вздрагивать и непроизвольно поглубже вжиматься в кресла.    

Женщины на войне — это тоже контраст жизни и смерти, нежности и жестокости. По большому счету, не требуется никаких особых художественных изысков на сцене, чтобы донести эту мысль до зрителя. Поэтому основное внимание режиссера сосредоточено именно на главных персонажах, на молоденьких девушках-зенитчицах. Как правдиво актрисы сыграют своих героинь, сколько жизни и любви смогут вдохнуть в них — от этого зависит в конечном итоге успех всей постановки.

Режиссер Сергей Федотов выбрал на роли зенитчиц совсем молодых актрис театра «У Моста», многие из которых еще не успели запомниться зрителям значительными работами. Исключение составляют несомненная «звезда» Анастасия Леднева, играющая отчаянную красавицу Женьку Комелькову, и, пожалуй, многогранная Милена Хмылова, исполнительница роли целеустремленной и серьезной Риты Осяниной. В остальных ролях — Мария Серова (Лиза Бричкина), Виолетта Дьякова (Соня Гурвич) Кристина Коснырева (Галя Четвертак) и другие.

На мой взгляд, абсолютно все актрисы справились со своими ролями блестяще. На сцене — милые жизнерадостные девчонки, очень разные, но все такие живые и настоящие! За время спектакля они умудряются буквально по уши влюбить в себя зрителя. Лично мне больше всех понравилась работа Виолетты Дьяковой — ее Соня Гурвич получилась чуточку угловатой и даже забавной, но при этом невероятно поэтичной и нежной. Что делает эта робкая чувствительная девушка на войне? Сердце просто разрывается от боли, а смотреть на ее гибель без слез невозможно. Впрочем, примерно те же эмоции вызывает каждая из героинь спектакля.

Роль старшины Васкова играет Илья Бабошин, и это весьма удачная актерская работа. Федот Евграфыч в исполнении Бабошина кажется немного неуклюжим и неказистым: порой смущенным, порой раздосадованным, порой и вовсе беспомощным. Да и как же иначе: ему приходится командовать целым девичьим отрядом! Озорные девчонки только рады слегка подтрунивать над старшиной — вот смеху-то! Но когда наступает беда, старшина становится им не только командиром, но и старшим братом, отцом. Сколько молчаливой боли и отчаяния вмещает в себя Васков, теряющий своих девчонок-бойцов одну за другой!     

На протяжении всего спектакля мы не увидим на сцене ярких красок; они словно приглушены до коричневатой сепии, повторяя цветовую гамму старой кинохроники и фотографий военной поры. В финальной сцене спектакля на фоне этого почти черно-белого монохрома загорятся яркие свечи, символизирующие души погибших, но они вскоре погаснут, повинуясь жестокой логике войны, и зал на несколько мгновений погрузится в темноту.

Мне кажется, что в эти короткие мгновения полной тьмы, когда зрители остаются наедине со своими эмоциями от только что увиденного спектакля, каждому следует задаться вопросом: «А достоин ли лично я той великой жертвы, которую принесли ради нашего счастливого будущего эти девчата?..»

А потом, когда на сцену снова вернется свет и артисты под аплодисменты зала выйдут на поклон, хочется, смахнув выступившие на глазах слезы, вслед за Цветаевой мысленно обратиться ко всему человечеству с просьбой о любви, чтобы подобные трагедии не повторялись больше никогда и нигде в мире.