Спектакль Сергея Федотова «На дне» по одноименной пьесе Максима Горького идет на сцене театра «У Моста» уже почти 10 лет — премьера состоялась в мае 2013 года. Спектакль сразу получил высокие оценки театральных критиков и при этом имел невероятный успех у публики. С годами популярность постановки не убавилась: «На дне» все так же собирает полные залы и многочисленные восторженные отзывы зрителей.  

Отметим, что после оглушительного успеха, казалось бы, потенциально совсем не кассовой постановки, Максим Горький прочно обосновался в репертуаре театра «У Моста»: вслед за трагикомедией «На дне» Сергей Федотов поставил еще два спектакля по произведениям русского классика — «Васса (первый вариант)» и «Мещане», тоже сразу ставших популярными. Не иначе, режиссер пермского мистического театра знает некий магический секрет, позволяющий любой сюжет, даже самый хрестоматийный, превращать в зрелищный, захватывающий с первой же минуты спектакль.    

Пьеса Горького «На дне» написана на рубеже 1901–1902 годов и показывает жизнь нищих и вконец опустившихся обитателей ножлежки, говоря современным языком — бомжей того времени. Режиссер Сергей Федотов буквально отправляет зрителей на три часа в описываемое время, бережно воссоздавая на сцене историческую эпоху во всех ее мельчайших подробностях, включая доскональную проработку костюмов и деталей быта персонажей. Реализм потрясающий: со сцены долетают запахи лука и сушеной рыбы, то и дело слышится стрекотание запечного сверчка, а в воздухе, казалось бы, разлито тягостное ощущение бесконечной тоски и безысходного отчаяния.  

На сцене — совершенно реальные, типичные для российской глубинки герои: самозабвенно рассуждающий о смысле жизни пьяница Сатин, вор и уголовник Васька Пепел, разорившийся аристократ Барон, спивающийся безработный Актер… Да это же сплошные архетипы! Есть в спектакле и представители, образно говоря, дна нравственного: охочая до плотских удовольствий жена содержателя ночлежки Василиса, ее дядя — продажный полицейский Медведев. У каждого здесь — свое дно!  

Казалось бы, большинство этих опустившихся «людей дна», да еще и выставленных во всей своей неприглядности, способны вызвать у зрителей только отвращение и неприятие. Однако Сергей Федотов владеет еще одним режиссерским секретом: он умеет в каждом герое, даже в самом мерзком и жестоком, найти и показать что-то человеческое, светлое. Так и персонажи трагикомедии «На дне», постепенно раскрываясь на сцене, оказываются живыми и достойными сострадания людьми, несчастными и отчаявшимися, тщетно пытающимися найти для себя хоть какой-нибудь выход: кто-то — в придумывании историй про былую роковую любовь, а кто-то — в бесконечном пьянстве.   

Особое место в спектакле занимает странник Лука (потрясающая работа актера Ильи Бабошина). Непонятно откуда взявшийся и столь же незаметно исчезнувший, добренький Лука моментально входит в доверие к любому, красочно рассказывая именно то, что собеседник хочет услышать. Но не только его сладенькие речи так пришлись по сердцу обитателям ночлежки: Лука дарит им иллюзию любви и приятия, а это именно то, чего так жаждут все без исключения герои горьковской пьесы. Обнимашки и ложь во спасение — вот стратегия Луки, и она прекрасно работает! Хорошо это или плохо — пусть каждый зритель решает сам.  

Великолепно сыграл своего персонажа Василий Скиданов. Его яркий и харизматичный Актер неудержимо спивается, не находя применения своим творческим способностям. «Напьюсь как сорок тысяч пьяниц!» — декламирует он, кажется, горько высмеивая самого себя и пытаясь до неминуемого конца соответствовать выбранной им роли.  

Еще одна яркая актерская работа — Вильдан Валиев в роли Барона. Барон выдает себя за разорившегося дворянина, которому в былое время приносили кофе в постель. Так ли это, никто не знает, и большинство жителей ночлежки в эти россказни не верит. Но удивительная пластика актера, его манера говорить, двигаться и держать осанку лучше всяких слов свидетельствуют о том, что Барон не лжет, и этот потрясающий контраст между аристократизмом в движениях и жалкими лохмотьями на теле вызывает невыразимую горечь.

Трудяга Клещ в исполнении молодого актера Семена Осокина-Портнова почти не произносит реплик. Он все время что-то мастерит, практически не обращая внимания даже на свою умирающую от чахотки жену. Но когда его жена Анна все-таки умирает, бесконечно долгое молчание Клеща над ее телом, его полный отчаяния взгляд выдают огромное горе, и мы догадываемся, как сильно любил он свою жену, только не умел этого показать.   

В спектакле много различных персонажей, и каждый из них — это виртуозная работа актера, мастерски выстраивающего мостик от своего героя, зачастую неприглядного и жалкого, прямо в самое сердце зрителя.  

За время спектакля на сцене разворачивается целый калейдоскоп самых разных характеров, людские судьбы рушатся прямо на наших глазах. Чтобы похоронить жену, Клещу приходится продать весь свой инструмент, а без инструмента он больше не может зарабатывать на хлеб. Работящий и непьющий Татарин, упорно пытавшийся жить честно и по закону своего народа, получил травму на работе и стал инвалидом — и теперь такой работник никому не нужен!  

«От сумы и от тюрьмы не зарекайся» — гласит русская народная мудрость. Большинство героев спектакля «На дне» — опустившиеся люди, с трудом балансирующие между нищетой и тюрьмой. Как они оказались на самом дне жизни? Почему пьют и воруют, вместо того, чтобы работать и жить нормально? Да и есть ли у них реальная возможность что-либо изменить в своей горькой жизни?.. Извечные и до сих пор актуальные вопросы русской классической литературы, которые по традиции можно обобщить в знаменитые «кто виноват?» и «что делать?» 

Спектакль театра «У Моста» «На дне» не дает ответов на все вопросы, но совершенно точно перенесет зрителей в мир настоящей русской классики, где можно будет мысленно вступить в диалог с Лукой, поспорить с Сатиным и, если повезет, открыть наконец тайну загадочной русской души…