Три дня, 13, 14 и 15 мая, на сцене театра кукол «Туки-Луки» для пермских зрителей свои спектакли показывал Камерный драматический театр из Вологды. Гастроли проводились при поддержке Министерства культуры Российской Федерации Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры «РОСКОНЦЕРТ». Ранее, в рамках программы «Большие гастроли», пермский театр кукол «Туки-Луки» возил свои спектакли в Вологду.
Камерный драматический театр г. Вологды — это профессиональный негосударственный театр, созданный в 1999 г. Художественный руководитель театра — Яков Рубин. В Перми были показаны три спектакля: «Пять четвертинок апельсина» по роману Джоанн Харрис, музыкальная исповедь на основе мемуаров великой певицы «Это я — Эдит Пиаф», «Сны о Сонечке» по одноимённой повести и поэзии Марины Цветаевой. Режиссёр всех трех спектаклей — Яков Рубин.
Лично я всегда с особым трепетом отношусь к негосударственным театрам. Как сказал один мой творческий знакомый: «На государственном финансировании любой дурак может ставить спектакли. А ты попробуй сделать настоящий театр без денег, с командой таких же чокнутых энтузиастов, на какой-нибудь полуподвальной площадке, и продержись так хотя бы лет пять. И если после этого о твоем театре буду знать в профессиональных кругах, о нем будут говорить критики, а зрители будут становиться в очередь за билетами — значит, ты гений!»
Если исходить их этой простой логики, Яков Рубин и его творческая команда, наверное, гении. И если вам посчастливилось увидеть хотя бы один из гастрольных спектаклей вологодского театра, вы наверняка согласитесь с этой формулировкой. Ну хотя бы отчасти!
Прежде всего, все три показанные в Перми постановки — это моноспектакли заслуженной артистки России Ирины Джапаковой. Моноспектакль — достаточно сложный жанр, требующий от актера предельной концентрации всех своих творческих возможностей. Великолепная Ирина Джапакова справляется с этой задачей блестяще.
На сцене — настоящий «человек-спектакль»: актриса все время в движении, в самых разных эмоциях, она мгновенно перевоплощается из одного персонажа в другого. При этом Ирина Джапакова совершенно органична абсолютно в любой роли: импульсивной творческой натуры, влюбленной женщины, наивной девочки-подростка и даже в мужском обличье. Ирина Джапакова в образе своих таких разных героинь буквально выворачивает душу наизнанку, выплескивая все самые сокровенные переживания и тайны, она играет, кажется, на пределе актерских возможностей. Неудивительно, что смотреть некоторые сцены без слез просто невозможно, а после каждого спектакля зрительный зал взрывался овациями и стоя благодарил исполнительницу долгими аплодисментами.
Еще одна режиссерская находка — минимализм декораций, одновременно несущих максимальную символическую окраску. В спектаклях на сцене в качестве декораций присутствуют всего несколько скупых предметов, но в каждом из них зашифрованы особые подтексты. Причем, думаю, не ошибусь, если предположу, что разные зрители способны увидеть и разгадать в символических элементах декораций помимо очевидных моментов еще и свои личные, сугубо индивидуальные смыслы. В спектакле «Сны о Сонечке» подвешенные на цепях металлические ведра кому-то кажутся молчащими церковными колоколами, кому-то ассоциативно напоминают о цинковых гробах военного времени, а кто-то с первых же мгновений замечает на конце веревочную петлю, и одного этого оказывается достаточно, чтобы все последующее действие спектакля шло под неумолимым напоминанием о трагическом финале судьбы Марины Цветаевой. Стремянка в спектакле «Это я — Эдит Пиаф» оказывается прообразом лестницы, ведущей на вершину успеха и славы, и одновременно — плахой, на которую величайшая певица кладет свою жизнь. В постановке «Пять четвертинок апельсина» входящим в зал и рассаживающимся по своим местам зрителям предлагается попробовать ароматную наливку, что становится незаметным вовлечением в театральное действие — ведь собственноручно приготовленное вино разливает повзрослевшая Фрамбуаза, главная героиня спектакля.
Есть красивая версия, что где-то в параллельном мире существует некий энергетический океан, в котором до сих пор бушуют отголоски всех самых сильных страстей, пережитых человечеством за тысячелетия его существования. Этот «солярис» недоступен живущим людям, но некоторые наиболее одаренные личности способны посредством своего творчества приоткрывать ведущий туда портал и становиться своеобразными проводниками невероятного по силе эмоционального поля.
Если в этой легенде есть хоть малая толика неведомой пока ученым истины, то можно предположить, что режиссер Яков Рубин в тандеме с актрисой Ириной Джапаковой каким-то образом сумели подключиться к этому порталу и направить его волшебную энергию на зрителей. Тогда становится понятен секрет невероятной магии их спектаклей: это отголоски душ Эдит Пиаф, Марины Цветаевой и еще многих других страстно любивших жизнь людей витают в театральном зале, едва заметно прикасаясь к сердцам зрителей. Поэтому не удивительно, что после спектакля «Сны о Сонечке» рука невольно тянется к томику стихов Цветаевой, а посмотрев «Это я — Эдит Пиаф», невозможно не послушать снова знаменитые песни великой певицы.
Гастроли Камерного драматического театра из Вологды стали тремя незабываемыми счастливыми днями для пермских театралов. В свою очередь, вологодские гости признались, что им хочется приехать в Пермь еще раз. С нетерпением ждем новых творческих встреч!
Фото из архива театров