7 октября Пермский театр «У Моста» отметил свой день рождения. В этом году единственному в мире мистическому театру исполнилось 33 года. Возраст для авторского театра солидный и знаковый. Среди несомненных достижений театра «У Моста» и его создателя режиссера Сергея Федотова — открытие российскому зрителю творчества современного ирландского драматурга Мартина МакДонаха. Именно на пермской сцене в 2004 году впервые в России Сергеем Федотовым был поставлен спектакль «Сиротливый Запад», а за спектакль «Калека с Инишмана» в 2010 году режиссер получил самую престижную российскую театральную премию «Золотая Маска». С 2014 года в театре проводится Международный фестиваль Мартина МакДонаха, на который приезжают театральные труппы и поклонники творчества МакДонаха со всего мира.
По сложившейся традиции, фестиваль МакДонаха проходит в Перми в первую неделю октября, как раз перед днем рождения театра «У Моста». В этом году фестиваль не планировался, так как он проводится один раз в два года, но многочисленные ценители творчества МакДонаха получили возможность именно в эти дни вновь окунуться в атмосферу загадочной Ирландии и увидеть на сцене пермского театра три спектакля своего любимого автора в постановке Сергея Федотова: «Калека с Инишмана», «Сиротливый Запад» и «Череп из Коннемары».
Нынешняя осень 2021 года — время весьма непростое: из-за вновь разгулявшейся эпидемии коронавируса в Перми были введены очередные ограничения на посещение зрителями концертных и театральных залов. Некоторые представления были отменены вовсе. Но на спектаклях в театре «У Моста», как всегда, в зрительном зале все места заняты. Что это — мистика? Или это и есть настоящая популярность и любовь зрителей?
Сергей Федотов умеет преподносить сюрпризы и удивлять. И хотя спектакли «Калека с Инишмана», «Сиротливый Запад» и «Череп из Коннемары» уже давно идут на сцене театра «У Моста», в эти праздничные для театра дни каждая постановка имела свою совершенно новую «изюминку».
5 и 6 октября в театре «У Моста» показывали знаменитый спектакль «Калека с Инишмана». Главным сюрпризом для тех, кто уже был знаком с этой постановкой, стало появление в заглавной роли не Василия Скиданова, гениально исполнявшего роль Калеки Билли многие годы, а другого ведущего актера театра — Сергея Мельникова. В результате смены актера спектакль сразу заиграл другими красками. Калека Билли в исполнении Мельникова выглядит более взрослым, более мудрым и не столь простодушно-наивным. В его репликах и монологах проскальзывает отчаянная тоска, что придает его поступкам еще большую достоверность. Немощный снаружи, он полон желаний и устремлений изнутри, и эта невероятная сила толкает его на безумные с точки зрения «нормальных» окружающих поступки: даже если у тебя всего один шанс на миллион — надо все равно попытаться! И Билли пытается: идя на обман, превозмогая физическую и нравственную боль, терпя насмешки девушки, которая ему так нравится. МакДонах не дает однозначного финала в этой одновременно и забавной, и грустной истории, и зритель вправе сам определиться со своими симпатиями по отношению ко всем героям этой пьесы: как оказывается в финале, у многих на острове давно есть свои собственные секреты, и обман и даже кража ради благих намерений здесь уже случались.
Говоря о спектакле «Калека с Инишмана», хочется отметить потрясающее мастерство режиссера, умеющего «лепить» из своих актеров совершенно невероятные образы. К примеру, в образе пожилой тетушки Эйлин на сцене предстает молодая актриса Алена Войтенко, которая в возрастной роли выглядит и движется настолько органично, что непосвященному зрителю даже в голову не придет, что на самом деле это девушка в гриме. Отдельное «браво» хочется сказать актрисе Регине Шнигирь за роль Мамаши, девяностолетней алкоголички. Роль сама по себе небольшая, но актриса вкладывает в нее огромное количество разнообразных красок и оттенков, устраивая миниатюрный спектакль в спектакле. За ее Мамашей хочется наблюдать, даже когда она без реплик сидит в своем кресле на втором плане — и это безумно интересно! Очень яркой и удачной получилась и роль Бартли у молодого артиста театра Вильдана Валиева, который в этом спектакле продемонстрировал на сцене свой огромный творческий потенциал.
Следующим спектаклем праздничной недели стал «Сиротливый Запад», который можно было увидеть на сцене театра «У Моста» 7 и 8 октября. В этой трагикомедии нет необычных персонажей и локаций, здесь все предельно просто и до боли знакомо: на сцене разворачиваются сцены жизни двух родных братьев, которые обитают в одном доме и постоянно делают друг другу разные мелкие пакости. Виртуозный дуэт Владимира Ильина и Ильи Бабошина захватывает зрителей с первых же минут, то и дело вызывая в зале взрывы смеха. Но чем дальше будет развиваться сюжет, тем уместнее вспомнить слова другого классика: над кем смеетесь? Над собой смеетесь! Увы, смешные перебранки и потасовки двух великовозрастных детин, конечно, доведены автором до некоторого гротеска, но разве нечто подобное не происходит порой и в наших собственных домах и семьях? МакДонах умалчивает причины такого неблагополучного психического климата в этой семье, зритель может лишь строить свои догадки, а за одним — проводить параллели и делать свои собственные выводы. В спектакле же в роли миротворца попытается выступить священник — отец Уэлш (актер Валерий Митин), готовый заложить свою собственную душу за горе-братьев. Вот только достойны ли они такой жертвы? Осталась ли в их душах еще хоть крупица любви друг к другу? Спектакль, начавшийся как очень смешная комедия, незаметно превращается в настоящую трагедию…
Один древний мудрец сказал: «Главное в жизни — уметь видеть то, что видишь». Идея на первый взгляд бессмысленная, но только на первый. Проиллюстрировать ее наглядно вполне может трагикомедия МакДонаха «Череп из Коннемары», спектакль по которой играли на сцене театра «У Моста» 9 и 10 октября. Убил ли Мик Дауд свою жену умышленно, или это было «вождение в пьяном виде», то есть несчастный случай? Ответ на этот вопрос не дает покоя не только местному полицейскому Томасу Хэнлану, но и, похоже, всем жителям Коннемары. И пока на сцене будет развиваться почти детективный сюжет, зритель может попытаться найти ответ самостоятельно. Для этого достаточно видеть, как играет своего героя Мика Дауда актер Владимир Ильин — с какой любовью Мик вспоминает о погибшей жене, как произносит ее имя, как до сих пор винит себя в ее гибели, хотя с момента трагедии прошло уже больше 7 лет. А вот полицейский Томас (актер Илья Бабошин) способен разговаривать с человеком в залитой кровью рубашке и не обращать на этот страшный факт вообще никакого внимания! Можно ли всерьез воспринимать подозрения и доказательства такого «профессионала»? В роли Мартина Хэнлана в спектакле удачно выступил молодой актер Ростислав Самусев. Его юный Мартин, косящий не то под Мэрилина Мэнсона, не то под какую-то иную рок-звезду, получился весьма колоритным персонажем с яркой забавной мимикой. С первых же секунд появления на сцене Мартин начинает вызывать у зрителей улыбку. Быстро становится понятно, что в голове у этого парня — полная каша, вдобавок он способен поверить кому угодно и во что угодно. Однако в итоге именно Мартин, получив хороший удар по голове, «прозревает» и начинает видеть то, что происходит, и во что его пытались втянуть.
Все спектакли по МакДонаху порадовали в этот раз большим количеством молодых лиц. Это относится не только к актерам на сцене, где среди маститых, давно любимых зрителями «звезд» очень достойно проявили себя и их менее опытные коллеги. Публика в зале тоже заметно «помолодела»! Судя по разговорам в антракте, некоторые зрители впервые открыли для себя театр «У Моста», и теперь они бурно делились друг с другом полученными яркими впечатлениями.
Неделя спектаклей МакДонаха, которую провел театр «У Моста» на свой день рождения, стала отличным подарком не только поклонникам Мартина МакДонаха и ценителям театра, но и в особенности тем молодым людям, что пришли сюда в первый раз и открыли для себя удивительный, трогательный и парадоксальный мир театрального искусства. И наверняка день рождения театра «У Моста» стал своеобразным днем рождения и еще нескольких новых поклонников этого замечательного театра.
Как заметил один из зрителей: «Прийти за светлыми эмоциями в театр на мрачную комедию, да еще и в темный дождливый октябрьский вечер, когда повсюду витает злобный коронавирус — это так по-макдонаховски!»