12 июня пермский авторский театр «Век жизни» представил зрителям весьма необычную премьеру — комедию «Дом смеха». Необычна она прежде всего тем, что поставлена по пьесе японского автора Коки Митани. Современное японское искусство для многих ассоциируется в первую очередь с очень популярными сейчас аниме, и с творчеством японского драматурга, сценариста, актера и режиссера Коки Митани большинство зрителей познакомились впервые.
В основе спектакля лежит пьеса «Академия смеха» (существует еще один вариант перевода — «Университет смеха»), которая впервые была поставлена в Японии в 1996 году и прошла с большим успехом; позднее по ней был снят художественный фильм. Эту пьесу также поставили и в нескольких российских театрах. Пермский театр «Век жизни» предложил свою версию под названием «Дом смеха», режиссер спектакля — Ирина Молянова, автор инсценировки — Валерий Копытов.
На сцене — Япония 1940 года. В стране правит император, всюду цензура, и вообще идет война. Однако даже в такое непростое время находятся авторы, которые пишут пьесы и собираются ставить их в театре. Ладно еще, если бы пьесы были идейные, патриотические, но разве нужны в такое время комедии? Зачем вообще нужен смех?! Государственная цензура смех в народе не одобряет!
И вот на сцене разворачивается конфликт между Автором, написавшим очень смешную комедию, и Цензором, который должен ознакомиться с пьесой и выдать разрешение на ее постановку. Суровый Цензор ни разу в жизни не был в театре, о существовании такого автора, как Уильям Шекспир, узнал совсем недавно (потому что по долгу службы «навел справки»), и вообще он никогда не смеется. Поэтому вполне логично, что пьесу Цензор отклоняет, но все же предлагает автору компромисс — нужно внести некоторые исправления, чтобы стало патриотично, и убрать смешные шутки. Автор соглашается и на следующий день приносит исправленную пьесу — все пожелания Цензора выполнены, но от этого стало еще смешнее. Цензор снова недоволен и требует новых правок…
Как вы, наверное, уже догадались — чем абсурднее будут указания Цензора, которые Автор безропотно вносит в свою пьесу, тем веселее становится текст комедии. Этот своеобразный поединок будет продолжаться целых семь дней и закончится весьма неожиданным образом.
Самый яркий персонаж спектакля — это, безусловно, Цензор (актер Андрей Молянов), этакий симбиоз Великого Диктатора и Великого Инквизитора, до самого конца сохраняющий интригу своего истинного отношения к происходящему: то ли он действительно просто глуп, как кажется поначалу, то ли он откровенно издевается над очередным просителем и получает от этого удовольствие, то ли втайне даже сочувствует Автору… Сам же Автор (актер Валерий Копытов) — персонаж тоже колоритный, пытающийся, с одной стороны, всячески угодить чиновнику, но в то же время и сам себя презирающий за эти нелепые попытки задобрить Цензора.
В исходной пьесе «Академия смеха» действуют всего два персонажа — Цезор и Автор. Создатели спектакля «Дом смеха» привнесли в свою постановку еще двух героев в духе традиционного японского театра кабуки: служанку-гейшу в национальном костюме и молчаливого стражника-самурая с мечом. В роли японки блестяще выступила Анастасия Белостокова — ее роль стала настоящим украшением спектакля, этаким «вкусным» обрамлением происходящего между Цензором и Автором словесного поединка. Стражника прекрасно исполнил Тимофей Молянов — повзрослевшая «звезда» спектакля «Оскар и Розовая дама».
Любопытным сюрпризом для зрителей стала настоящая японская чайная церемония, которую провела перед спектаклем актриса театра Марина Прокопьева, одетая в национальный японский костюм. Желающие получили возможность попробовать разные сорта зеленого японского чая, что стало приятным прикосновением к традициям страны, где происходит действие спектакля.
Комедию «Дом смеха» можно назвать своеобразной философской притчей о противостоянии таланта и власти. Да и не только таланта! Какой предприниматель или человек, занимающий руководящую должность, не сталкивался с абсурдными требованиями всякого рода проверяльщиков? И чтобы сохранить свое предприятие или свою должность, выполнять эти требования просто необходимо! И в этом аспекте «дом смеха» можно обнаружить повсюду. Но как поведет себя человек, попавший в такую ситуацию? Может ли он что-то изменить? Или проще безропотно выполнять требования того, что выше и сильнее?
Каждый зритель, пришедший на спектакль, наверное, найдет в этой истории что-то, важное именно для него, увидит в происходящем на сцене свою собственную историю, задаст сам себе свой вопрос. И, возможно, получит наконец на него ответ. Япония, оказывается, гораздо ближе, чем мы думали!