12 июня пермский авторский театр «Век жизни» представил зрителям весьма необычную премьеру — комедию «Дом смеха». Необычна она прежде всего тем, что поставлена по пьесе японского автора Коки Митани. Современное японское искусство для многих ассоциируется в первую очередь с очень популярными сейчас аниме, и с творчеством японского драматурга, сценариста, актера и режиссера Коки Митани большинство зрителей познакомились впервые.

В основе спектакля лежит пьеса «Академия смеха» (существует еще один вариант перевода — «Университет смеха»), которая впервые была поставлена в Японии в 1996 году и прошла с большим успехом; позднее по ней был снят художественный фильм. Эту пьесу также поставили и в нескольких российских театрах. Пермский театр «Век жизни» предложил свою версию под названием «Дом смеха», режиссер спектакля — Ирина Молянова, автор инсценировки — Валерий Копытов.

На сцене — Япония 1940 года. В стране правит император, всюду цензура, и вообще идет война. Однако даже в такое непростое время находятся авторы, которые пишут пьесы и собираются ставить их в театре. Ладно еще, если бы пьесы были идейные, патриотические, но разве нужны в такое время комедии? Зачем вообще нужен смех?! Государственная цензура смех в народе не одобряет!

И вот на сцене разворачивается конфликт между Автором, написавшим очень смешную комедию, и Цензором, который должен ознакомиться с пьесой и выдать разрешение на ее постановку. Суровый Цензор ни разу в жизни не был в театре, о существовании такого автора, как Уильям Шекспир, узнал совсем недавно (потому что по долгу службы «навел справки»), и вообще он никогда не смеется. Поэтому вполне логично, что пьесу Цензор отклоняет, но все же предлагает автору компромисс — нужно внести некоторые исправления, чтобы стало патриотично, и убрать смешные шутки. Автор соглашается и на следующий день приносит исправленную пьесу — все пожелания Цензора выполнены, но от этого стало еще смешнее. Цензор снова недоволен и требует новых правок…

Как вы, наверное, уже догадались — чем абсурднее будут указания Цензора, которые Автор безропотно вносит в свою пьесу, тем веселее становится текст комедии. Этот своеобразный поединок будет продолжаться целых семь дней и закончится весьма неожиданным образом.

Самый яркий персонаж спектакля — это, безусловно, Цензор (актер Андрей Молянов), этакий симбиоз Великого Диктатора и Великого Инквизитора, до самого конца сохраняющий интригу своего истинного отношения к происходящему: то ли он действительно просто глуп, как кажется поначалу, то ли он откровенно издевается над очередным просителем и получает от этого удовольствие, то ли втайне даже сочувствует Автору… Сам же Автор (актер Валерий Копытов) — персонаж тоже колоритный, пытающийся, с одной стороны, всячески угодить чиновнику, но в то же время и сам себя презирающий за эти нелепые попытки задобрить Цензора.

В исходной пьесе «Академия смеха» действуют всего два персонажа — Цезор и Автор. Создатели спектакля «Дом смеха» привнесли в свою постановку еще двух героев в духе традиционного японского театра кабуки: служанку-гейшу в национальном костюме и молчаливого стражника-самурая с мечом. В роли японки блестяще выступила Анастасия Белостокова — ее роль стала настоящим украшением спектакля, этаким «вкусным» обрамлением происходящего между Цензором и Автором словесного поединка. Стражника прекрасно исполнил Тимофей Молянов — повзрослевшая «звезда» спектакля «Оскар и Розовая дама».

Любопытным сюрпризом для зрителей стала настоящая японская чайная церемония, которую провела перед спектаклем актриса театра Марина Прокопьева, одетая в национальный японский костюм. Желающие получили возможность попробовать разные сорта зеленого японского чая, что стало приятным прикосновением к традициям страны, где происходит действие спектакля.

Комедию «Дом смеха» можно назвать своеобразной философской притчей о противостоянии таланта и власти. Да и не только таланта! Какой предприниматель или человек, занимающий руководящую должность, не сталкивался с абсурдными требованиями всякого рода проверяльщиков? И чтобы сохранить свое предприятие или свою должность, выполнять эти требования просто необходимо! И в этом аспекте «дом смеха» можно обнаружить повсюду. Но как поведет себя человек, попавший в такую ситуацию? Может ли он что-то изменить? Или проще безропотно выполнять требования того, что выше и сильнее?

Каждый зритель, пришедший на спектакль, наверное, найдет в этой истории что-то, важное именно для него, увидит в происходящем на сцене свою собственную историю, задаст сам себе свой вопрос. И, возможно, получит наконец на него ответ. Япония, оказывается, гораздо ближе, чем мы думали!  

Новости культурной жизни

Такая близкая Япония. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Театр «У Моста» покорил Москву и Санкт-Петербург

Театр «У Моста» вернулся с гастролей в Москве и Санкт-Петербурге, где зрителям были представлены два спектакля:...
Такая близкая Япония. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Сказки СМЕШНОГО леса

Автор: Ирина Малютина
Такая близкая Япония. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Рожденные летать

Автор: Ирина Малютина Фото: Алексей Михалко, Ирина Малютина
Такая близкая Япония. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Простоквашино возвращается

Текст и фото: Ирина Малютина
Такая близкая Япония. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Театр «У Моста» в июне

В июне театр «У Моста» представит свои самые популярные спектакли в разных жанрах мистики, комедии, притчи и закроет...
Такая близкая Япония. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Красота, не спасшая мир

Автор: Ирина Малютина Фото: Евгений Тернавский
Такая близкая Япония. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

«Портрет Дориана Грея» — премьера в театре «У Моста»

Главное событие мая в театре «У Моста» — премьера спектакля «Портрет Дориана Грея» по роману О. Уайльда....
Такая близкая Япония. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Аллилуйя любви

Автор: Ирина Малютина Фото: Валерий Неукрытый
Такая близкая Япония. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

«Мачеха Саманишвили» театра «У Моста» покорила барнаульцев

Студенты 1-го актёрского курса мастерской Сергея Федотова с огромным успехом выступили на VI Фестивале курсовых...
Такая близкая Япония. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Чтобы помнили…

Автор: Ирина Малютина Фото: Лиза Верхоланцева
Такая близкая Япония. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Старая сказка о главном

Автор: Ирина Малютина Фото: Евгений Тернавский
Такая близкая Япония. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Майские премьеры театра «У Моста»

В мае в театре «У Моста» две ПРЕМЬЕРЫ! В начале мая состоялась премьера спектакля «Про Федота-стрельца» Л. Филатова.
Такая близкая Япония. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Валерий Погорелый: «В театре всегда есть, к чему стремиться!»

Автор: Ирина Малютина Фото: Лиза Верхоланцева Использованы также фотографии из личного архива Валерия Погорелого...
Такая близкая Япония. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Новый конкурс в Пермском ТЮЗе

1 мая в Пермском ТЮЗе начинается необычный конкурс. Впрочем, и объект тоже прелюбопытнейший!
Такая близкая Япония. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Театр «У Моста» в мае: только самое лучшее!

В мае театр «У Моста» представит свои самые популярные спектакли!