Спектакль, после которого хочется жить

Автор: Ирина Малютина
Фото: Сергей Уфимцев

 Театры Перми продолжают радовать зрителей премьерами, несмотря на сложные условия работы, вызванные продолжающейся пандемией и введенными в связи с этим ограничениями. 24 и 25 октября театр кукол «Туки-Луки» представил на суд публики свой новый спектакль «Материнской поле» по Чингизу Айтматову, режиссер — Ярослав Колчанов. Спектакль создан при поддержке Министерства культуры Пермского края и посвящён Году памяти и славы.

Оговоримся сразу — это не кукольный спектакль, и предназначен он для взрослых зрителей.  

 Жанр спектакля охарактеризовать непросто. С одной стороны, в постановке сохранен традиционный для произведений Айтматова эпический охват событий, произошедших в течение жизни целого поколения. Но предельно яркое лирическое повествование от лица главной героини превращает спектакль в настоящую поэму, которая захватывает зрителей буквально с первых же минут и держит в эмоциональном напряжении до самого конца.

Чингиз Айтматов написал повесть «Материнское поле» в 1963 году и посвятил ее своим отцу и матери. В повести много автобиографичного, действие происходит в киркизском аиле. Постановщики спектакля «Материнское поле» очень бережно отнеслись к первоисточнику, национальная принадлежность героев сохранена, но она не ставится во главу угла. Костюмы героев, декорации лишены ярких национальных мотивов и выдержаны в тенденциях минимализма, что, с одной стороны, очень точно характеризует скромный быт довоенного и военного времени, а с другой превращает героев спектакля в характерные образы типичных простых людей того времени, живших на территории разных республик СССР. И зритель понимает, что их могли звать не Толгонай и Суванкул, а, например, Мария и Иван, и они вполне могли бы быть и русскими, и украинцами, да кем угодно! Война прошлась не только по нашей стране, она затронула почти всю Европу, и людей, переживших подобные события, можно было бы найти везде. Перед нами — судьбы людей, изломанные страшными годами войны, и таких судеб миллионы.    

 Думаю, не будет преувеличением сказать, что весь спектакль держится в первую очередь на невероятной энергетике потрясающей актрисы Олеси Касьяновой, исполнительницы роли главной героини Толгонай. По сути, это почти что ее моноспектакль. Все прочие герои скорее помогают проиллюстрировать те или иные обстоятельства жизни Толгонай, ярче и глубже подчеркнуть ту или иную черту ее характера. Олеся Касьянова не уходит со сцены ни на минуту за все время спектакля, она постоянно в своей роли, в эмоциях своей героини. За два с половиной часа она переживает свою первую любовь, счастье семейной жизни с любимым мужем и рождение сыновей, известие о начале войны, проводы мужа и сыновей на фронт, лихорадочное ожидание мимолетной встречи с проезжающим мимо в воинском эшелоне сыном на железнодорожной станции… И сколько еще испытаний выпало на ее долю — всего не перечислить! А потом придут похоронки… И все это мы видим и проживаем вместе с Олесей Касьяновой, которая буквально живет на сцене судьбой своей героини — женщины, наполненной болью и страданиями, но не позволяющей себе истерик и лишних слез, потому что «живой человек должен жить» и думать о людях, что остались рядом. Мудрость Толгонай потрясает до глубины души — в ней нет ненависти, злобы, она не винит в выпавших на ее долю бедах ни войну, ни злой рок, ни кого-то еще. Она с достоинством принимает все удары судьбы и при этом сохраняет в себе способность любить, прощать, помогать людям и жить дальше.

Показательны слова Толгонай о счастье: «Настоящее, неподдельное счастье — это не случай, оно не обрушивается вдруг на голову, будто ливень в летний день, а приходит к человеку исподволь, смотря, как он к жизни относится, к людям вокруг себя; по крупице, по частице собирается, одно другое дополняет, и получается то, что мы называем счастьем».

Даже потеряв на войне всю свою семью, Толгонай не падает духом и продолжает все силы отдавать людям, ничего не требуя для себя взамен. С истинно женским пониманием она относится и к неудачной попытке невестки, оставшейся молодой вдовой, устроить свое новое женское счастье. И когда Толгонай переживает очередную утрату, судьба дает ей неожиданный шанс — будто тот самый внезапный ливень в летний день, только заслуженный ею каждой крупицей своей жизни…

Спектакль «Материнское поле» стал настоящим потрясением для зрителей. Сколько слез украдкой было пролито на премьерных показах! При этом постановка получилась очень светлой и жизнеутверждающей. После спектакля хочется улыбаться, обнять своих близких, позвонить родителям и сказать им самые теплые слова любви и благодарности.

После таких спектаклей хочется жить!  

Новости культурной жизни

Спектакль, после которого хочется жить. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Команда, созданная для побед

Автор: Ирина Малютина
Спектакль, после которого хочется жить. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Ирландия по-хакасски

Автор: Ирина Малютина Фото: Вадим Балакин
Спектакль, после которого хочется жить. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Пермский ТЮЗ отправляется в Кудымкар

Фото: Алексей Гущин
Спектакль, после которого хочется жить. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Подушка не то, чем кажется

Автор: Ирина Малютина Фото: Евгений Тернавский
Спектакль, после которого хочется жить. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

В каждом зрителе есть что-то человеческое…

Автор: Ирина Малютина Фото: Вадим Балакин В Перми в рамках IV Международного фестиваля Мартина МакДонаха  "ОДИН...
Спектакль, после которого хочется жить. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

По следам IV фестиваля МакДонаха в Перми

Автор: Ярослава Иванова Фото: Вадим Балакин
Спектакль, после которого хочется жить. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

IV Международный фестиваль Мартина МакДонаха завершен

Текст: Ирина Малютина Фото: пресс-служба театра "У Моста", Вадим Балакин
Спектакль, после которого хочется жить. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

В Перми стартовал IV Международный фестиваль МакДонаха

1 октября в пермском театре "У Моста" состоялось открытие IV Международного фестиваля Мартина МакДонаха.
Спектакль, после которого хочется жить. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Пермский ТЮЗ прощается со спектаклем

Спектакль, после которого хочется жить. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Что наша жизнь? Мистика!

Автор: Ирина Малютина Фото: Алексей Михалко
Спектакль, после которого хочется жить. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

IV Международный фестиваль МакДонаха в Перми

Спектакль, после которого хочется жить. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Поле несбывшихся надежд

Автор: Ирина Малютина Фото: Валерий Неукрытый
Спектакль, после которого хочется жить. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

«Оркестр»: первая премьера сезона в театре «Век жизни»

Автор: Ирина Малютина
Спектакль, после которого хочется жить. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Премьера спектакля «Энергичные люди» в театре «У Моста»

Автор: Ирина Малютина Фото: Валерий Неукрытый
Спектакль, после которого хочется жить. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Театр «У Моста» готовит сюрпризы

Фото: Алексей Михалко