Пьеса «Дуры мы, дуры» написана относительно недавно, в 2014 году, но она уже широко известна. Ее автор — современный драматург и режиссер Дамир Салимзянов, Заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики. За годы своей творческой деятельности Дамир Салимзянов успел поработать и в Перми, а ныне он является главным режиссёром Глазовского драматического театра «Парафраз». В театре «Парафраз» спектакль «Дуры мы, дуры» шел до 2017 года и был одним из самых популярных; он также принимал участие во внеконкурсной программе «Золотой маски». Эта пьеса с успехом ставилась в Дмитровграде, Набережных Челнах и в других городах.
Пьеса «Дуры мы, дуры» имеет несколько совершенно уникальных особенностей, о которых хочется сказать отдельно.
По-первых, в основе пьесы лежит вербатим — жанр театрального представления, который полностью состоит из реальных, невыдуманных монологов и диалогов участников или свидетелей каких-либо событий. Для этого Дамир Салимзянов несколько лет собирал и записывал красочные диалоги и остроумные реплики своих современников, а затем на их основе создал полноценную драматическую пьесу. В результате персонажи комедии «Дуры мы дуры» заговорили на совершенно уникальном, живом и ярком языке, что стало одним из главных и неоспоримых достоинств пьесы.
Во-вторых, «Дуры мы, дуры» — это иммерсивная пьеса, где зрители могут влиять на развитие сюжета. По замыслу автора, в ключевые моменты действие приостанавливается, и публике предлагается выбрать один из вариантов дальнейшего развития событий путем простого голосования. Театр Дома актера использовал эту задумку драматурга в полном объеме, благодаря чему зрители спектакля, бросая елочную игрушку в ту или иную корзину, сами превращаются в волшебников, наделенных правом подарить новогоднее чудо главной героине.
Режиссер Вячеслав Чуистов привнес в своей спектакль «Дуры мы дуры» еще одного, если так можно выразиться, персонажа: им стал … телевизор! Согласитесь, редкая встреча Нового года в кругу семьи или друзей, если она проводится в городской квартире, обходится без традиционных «Иронии судьбы», «Голубого огонька» и новогоднего обращения президента. Включенный телевизор всегда рядом, его смотрят, его слушают, с ним спорят, под него поют и танцуют. Поэтому даже не удивительно, если один из постоянных ведущих праздничной новогодней программы вдруг обратится с экрана к зрителям и предложит вместе с ним прямо сейчас изменить чью-то судьбу. Это же Новый год — чудеса повсюду!
Действия спектакля разворачивается в канун новогоднего праздника. Главные героини — три подруги бальзаковского возраста: Таня, Лариса и Наиля. Вечером 31 декабря каждая из них внезапно оказывается в статусе «одинокая женщина с мужем». Что делать? Разумеется, собраться втроем и устроить веселый новогодний девичник! Да без мужиков еще лучше!
Сказано — сделано! На сцене — квартира Татьяны, общими усилиями моментально превращенная в идеальную площадку для встречи Нового года: телевизор, караоке, щедро накрытый стол, салатики, мандарины, шампанское, водочка, самогончик… Все, что нужно для праздника! Впрочем, нет. Нужно еще кое-что: новогоднее чудо! Ведь личная жизнь Татьяны, живущей гостевым браком, давно внушает ее замужним подругам справедливые опасения. Поэтому надо срочно колдовать, чтобы в эту новогоднюю ночь с Татьяной начали происходить самые настоящие чудеса. Если, конечно, зрители согласны — это же от них зависит!
Вообще сложно представить, чтобы зрители в подобной ситуации проголосовали иначе. Во всяком случае, большинство точно будет стараться помочь запутавшейся в отношениях Татьяне обрести личное счастье. Поэтому для меня осталось загадкой, предусмотрел ли режиссер Вячеслав Чуистов иное развитие действия спектакля: форс-мажорный вариант, если злые зрители проголосуют «против» чудесного появления на женском празднике потенциального кавалера для Тани. Пусть это будет страшной тайной режиссера! В нашем же случае публика оказалась доброжелательной: всем залом мы быстренько и без всяких раздумий наколдовали Тане шанс встретить более подходящего мужчину.
Поэтому действие спектакля продолжилось в волшебном направлении, и на сцену один за другим посыпались чудеса: то заботливо прихваченный шустрой Наилей крепко спящий сосед Стасик, то заблудившийся в подъезде подвыпивший Дед Мороз… Все эти неожиданные курьезные события, щедро приправленные живописной речью трех наших неунывающих подруг, заставляют зрителей смеяться, почти не переставая. Праздник удался!
Зрительский успех пермской постановки спектакля «Дуры мы, дуры» во многом обеспечили замечательные актрисы, воплотившие на сцене колоритные образы трех закадычных подруг. Мария Миронычева играет трогательную и немного застенчивую Таню, доверчивость которой оказалось так легко обмануть коварному «женатику». Героиня харизматичной Анны Анисимовой — безбашенная Лариса, типичная стерва, мигом подчиняющая любого попавшегося ей на пути мужчину своим неуемным темпераментом. Пожалуй, самая яркая роль досталась Валентине Третьяковой, которая исполняет неунывающую татарочку Наилю — этакий неугомонный живчик с ярко выраженным национальным шармом.
«Дуры мы, дуры» — это современная новогодняя сказка о неиссякаемой вере в любовь и всепобеждающей силе женской дружбы. Ведь взрослые прекрасно знают: не ждите чудес — чудите сами! Если ваша подруга никак не может устроить свою личную жизнь — почему бы не подарить ей шанс, устроив в новогодний вечер тщательно продуманное или, наоборот, совершенно спонтанное чудо? Ведь не зря же нам каждый Новый год показывают по телевизору «Иронию судьбы» как напоминание о том, что нежданное счастье возможно. Даже если в итоге у них и не сложится — так хоть праздник весело отметим. Верно, девочки?
Комедия «Дуры мы, дуры» стала прекрасным новогодним подарком всем зрителям, кому посчастливилось успеть купить на нее билет. Есть и еще одна хорошая новость: спектакль не ушел со сцены театра Дома актера с окончанием новогодних праздников, комедия «Дуры мы, дуры» есть и в февральской афише. И это здорово, потому что сказки со счастливым концом хочется смотреть не только под Новый год.