Пермский театр «Туки-Луки» давно и хорошо известен в нашем городе благодаря своим кукольным сказкам и ярким уличным представлениям для детей. Чуть реже на сцене театра можно увидеть и спектакли для взрослой аудитории, в основном по произведениям русских классиков. Одна из таких постановок — моноспектакль по Николаю Гоголю «Записки сумасшедшего», который впервые был показан в театре «Туки-Луки» в декабре 2011 года. 

 Спектакль «Записки сумасшедшего» является обладателем приза зрительских симпатий на VIII театральном фестивале «Московская обочина» (г. Москва, 2018 год), дипломантом I фестиваля моноспектаклей «МОNOLOG» (г. Пермь), участником «Недели российских камерных драматических театров» (г. Тула). Режиссер спектакля — Яков Рубин (Камерный Драматический театр, г. Вологда), в главной и единственной роли выступает Ярослав Колчанов (театр «Туки-Луки, г. Пермь). Уже одно это перечисление наводит на мысль, что спектакль обязательно нужно посмотреть.

Итак, на сцене Гоголь, «Записки сумасшедшего». Следуя логике автора, на сцене только один персонаж, Аксентий Иванович, скромный титулярный советник. Декораций тоже минимум — лаконичные черные стены, на полу лишь мягкое белое одеяло, на котором наш герой поначалу и возлежит, словно в облаках. Это одеяло символизирует уютный внутренний мир героя: здесь можно поваляться после службы, предаваясь мечтам и грезам, здесь можно спрятаться, укрывшись с головой от напастей и неприятностей внешнего мира. Аксентий Иванович — типичный «маленький человек»: не то чтобы совсем беден, но уж точно и не богат, исправно ходит на службу, хотя служба эта не приносит ему никакого удовлетворения, а скорее наоборот. С личной жизнью в его вполне зрелые годы все печально: Аксентий Иванович лишь втайне мечтает о дочери своего начальника, страшась даже самой этой мечты. Тяжело переживая насмешки окружающих, Аксентий Иванович тем не менее в глубине души все же ощущает свою собственную человеческую значимость. Ему всего лишь 42 года, он еще может стать генералом! Об этом так хорошо мечтать!

А однажды Аксентий Иванович случайно на улице подслушал разговор двух дамских собачек. Что это — сон? Недаром ведь наш герой все время укладывается полежать на одеяло. И в один прекрасный момент, когда Аксентий Иванович принимается расправлять свое одеяло, оно вдруг на глазах пораженного зрителя становится все больше и больше, увеличиваясь до невероятных размеров и занимая собой все пространство сцены! Что-то явно пошло не так! Да только Аксентий Иванович этого, кажется, вовсе и не замечает. Тем более собаки, оказывается, не только разговаривают, но еще и пишут друг другу письма.

Да, мир уже совсем не тот, каким кажется. Ведь как выясняется из этих писем, личная жизнь собачек куда как богаче и насыщеннее, чем жизнь нашего Аксентия Ивановича. Ужасно огорченный, он тем не менее продолжает погружаться в красочные мечты о своем возможном великом будущем. Прочитав в газетах, что в Испании ищут короля, наш герой прозревает: король Испании — это же он!

Печально завершаются поиски Аксентием Ивановичем своего места в жизни — место ему нашлось в итоге в сумасшедшем доме. В финальной сцене все то же огромное одеяло начинает неумолимо затаскивать нашего упирающегося героя в темноту, и Аксентий Иванович исчезает. А ведь мог бы и дальше тихонько ходить на службу, чинить перья и переписывать бумаги под насмешками коллег и начальников. Ну не всем же суждено быть генералами и королями!

Спектакль, поставленный по повести, написанной едва ли не двести лет назад, сегодня актуален ничуть не меньше, чем во времена Гоголя. Проходят столетия — но человеческая природа остается неизменной. Сколько в современном мире таких «маленьких людей» не находят применения своему внутреннему потенциалу и бесцельно живут, растрачивая время за компьютерными играми, просмотром смешных роликов и ленты в соцсетях? Наверное, миллионы по всему миру! Кстати, страницы блогеров — чем не аналог переписки собачек? Гоголь действительно был гением — он знал об этом мире гораздо больше, чем мы можем себе представить. Говоря современным языком, он наглядно показал в своей повести «Записки сумасшедшего», до чего может довести обычного «маленького человека» так называемый кризис среднего возраста.

Чего, собственно, так жаждал Аксентий Иванович? Славы? Богатства? Почестей? Знатную жену? Почему в свои 42 года он так ничего и не сумел добиться? Кто же в этом виноват? Жизненные обстоятельства, отсутствие деловой хватки и влиятельных покровителей? А может быть, он ничего не добился, потому что остался порядочным?.. И вместо того, чтобы заискивать перед начальством и строить интриги, ему проще было уйти в свой мир и крепко обосноваться там, окружив себя говорящими собаками и испанскими подданными. Потому что в мире реальном для таких людей, как Аксентий Иванович, места нет…