18 марта на сцене театра Дома актера состоялась премьера спектакля режиссера Натальи Макаровой «Портрет». Мистическая повесть Николая Гоголя предстала перед зрителями в виде философской притчи о природе человеческого таланта и дьявольской силе подстерегающих художника искушений

Гоголя в Перми ставят много и по-разному. Пожалуй, нет ни одного пермского театра, на сцене которого не играли бы Гоголя. Есть классические версии с бережным сохранением исторической эпохи и авторского замысла, есть музыкальные и пластические варианты, есть моноспектакли, а есть и совсем креативные постановки, с современным прочтением сюжета.

Спектакль театра Дома актера «Портрет» изначально заключал интригу для зрителей. Трансформация прозаической повести в драматическую постановку уже сама по себе является сложной задачей, а здесь, кроме всего прочего, главным действующим лицом должен был стать «живой» портрет! Мистика, да и только! Режиссер Наталья Макарова предложила одновременно и оригинальное, и простое решение, перенеся основной конфликт произведения в сферу субъективного восприятия главного героя.   

Прежде всего, в спектакле появился еще один персонаж — прекрасная Муза, которая живет в воображаемом мире одаренного талантом художника Андрея Чарткова. Муза в исполнении актрисы Анастасии Пановой прекрасна и легка, это символ вдохновения, света и нравственной чистоты.  

Роль художника Андрея Чарткова исполняет Степан Сопко. В его герое сразу угадывается какая-то легкая сумасшедшинка: он словно балансирует в пограничных состояниях между здравым смыслом и реальностью с одной стороны и мистическим погружением в мир творчества и настоящего искусства с другой. Талант — это крылья за спиной, и наш художник, несомненно, рожден для того, чтобы летать. Казалось бы, чего проще: ты молод, талантлив, следуй за своей Музой — и тебя ждет признание и успех!  

Полет — это прекрасно. Однако герой другого русского классика позже скажет о небесах: «Там много света, но нет там пищи, и нет опоры живому телу». Увы! Даже самое гениальное и талантливое тело надо кормить и поить, и ему надо платить за квартиру. Что делать художнику, если его талант не приносит денег?   

С прекрасной Музой мы уже познакомились, и вскоре мы узнаем, что в иррациональном мире, доступном лишь творческим натурам, живут не только светлые, но и темные персонажи. Именно таким оказывается магическим образом появившийся в квартире художника Портрет (актер Антон Девятов), сильно напоминающий Черного человека Есенина. Кстати, хотя сам портрет как предмет и присутствует на сцене, изображенного на нем лица мы так и не увидим. Да и есть ли оно там вообще? Может быть, портрет — это действительно зеркало? Или и вовсе — пустая рама?..

Зато для художника оживший Портрет-искуситель вполне реален — ведь он приносит деньги! А Музе можно просто завязать глаза, чтобы она не мешала писать картины на заказ, соблюдая все прихоти богатых клиентов. Визуально противостояние потребности художника искренне творить и его желания разбогатеть разыгрывается на сцене в виде жесткого танца хрупкой Музы и зловещего Портрета: изначально красивое эмоциональное зрелище на наших глазах превращается в буквальное насилие. Дальнейшая трансформация Музы, вынужденной работать за деньги, вполне логична.   

В спектакле театра Дома актера «Портрет» играет также Заслуженная артистка РФ Елена Старостина. Ее фееричная знатная дама Анна Петровна с царственной осанкой и богатым нарядом словно ставит все последние точки над i в моральном разложении Андрея Чарткова, околдовывая его своей властью и неиссякаемым потоком денег. Ну разве перед такой шикарной светской львицей кто-то устоит?!

Рожденный ползать — летать не может. Это известно всем. А если наоборот? Можно ли заставить ползать того, кто рожден летать?.. Ответ на этот философский вопрос зрителю предстоит увидеть своими собственными глазами, равно как и печальный финал всей этой поучительной истории.  

Спектакль «Портрет» изобилует многочисленными символами, метафорами и отсылками к разным классическим произведениям. Внимательному зрителю доставит немалое удовольствие разгадать хотя бы некоторые из них, а кто-то наверняка найдет свои собственные смыслы, вызывающие ассоциации с любимыми авторами, героями или даже с событиями своей жизни.

В этом и состоит величие классики — вечные истины, о которых в ней говорится, актуальны в любые времена, и особенно близки они тем, кто рожден, чтобы летать.