Спектакль «Пизанская башня» с успехом идет на сцене Дома актера уже четвертый год. Это постановка по пьесе популярного современного драматурга Надежды Птушкиной, автора пьес «Плачу вперед!», «Ненормальная» и всенародно любимой комедии «Пока она умирала» (по этой пьесе снят фильм «Приходи на меня посмотреть»).

Режиссер «Пизанской башни» театра Дома актера — Андрей Дюженков. Главные роли в спектакле исполняют Елена Старостина (заслуженная артистка РФ, актриса Театра-Театра) и Андрей Дюженков (артист Театра-Театра).  

В спектакле всего два персонажа — муж и жена, прожившие в браке 20 лет. Классическая и совершенно узнаваемая ситуация, когда в семье все есть, а счастья нет. Квартира, дача, хорошо оплачиваемая работа у обоих супругов, взрослый сын. При этом — неухоженный и абсолютно неинтересный в интеллектуальном плане муж, главными ценностями для которого являются футбол и пиво. Уставшая, нервная, не удовлетворенная такой жизнью жена, которая, впрочем, еще сохранила следы былой красоты. Классика жанра!

Герои спектакля будничностью и узнаваемостью своих персонажей напомнили знаменитый фильм «Москва слезам не верит». Что произошло бы, окажись соблазнитель романтичной юной Катерины не киношным подлецом, а более порядочным и ответственным человеком? Если бы первая серия фильма закончилась их свадьбой, то какой оказалась бы вторая? Да и вообще — было бы о чем снимать?..  

По сути, «Пизанская башня» — это как раз альтернативная версия развития аналогичного сюжета. Прошло 20 лет — и где же теперь та безумно влюбленная и грезящая наступающим неземным счастьем новоиспеченная, но уже весьма беременная жена? Она на сцене, перед вами!

Играющая главную роль актриса Елена Старостина — очень красивая женщина, и даже нарочито неприметная одежда, нелепые очки и полное отсутствие косметики не могут этого скрыть. Перед нами королева в изгнании, достойная лучшей жизни и, несомненно, гораздо более интересного мужчины. Сегодня она наконец-то решила поставить точку в их безрадостных отношениях и уйти, о чем и объявляет мужу. О, как мы ее понимаем! Двадцать лет жизни — коту под хвост! Глядя на уткнувшегося в телевизор мужчину, который за футболом едва слышит роковые слова своей жены, прямо-таки каждой клеточкой ощущаешь, как же он ее бесит! Уходи же скорее!

Но она все никак не может покинуть квартиру, словно хочет, чтобы ее удержали. И муж наконец-то понимает, что жена уходит не на вечер, а насовсем. И понеслась нелегкая! Семейные разборки на сцене с внезапными разоблачениями старых грехов оказываются очень смешными, хотя порой в признаниях супругов проскальзывает настоящее отчаяние. Выяснение отношений едва не перерастает в рукоприкладство, но находчивая супруга усмиряет разбушевавшегося партнера, прыснув ему в лицо едкой струей из баллончика.  

 Любопытно было слышать, как в антракте зрительницы горячо делились друг с другом эмоциями:

 — Как она его только двадцать лет терпела!

 — Все мужики козлы!

 — Совсем как у нас с мужем было!

 — Как хорошо, что я не замужем, и у меня такого нет!

Да, спектакль оказался весьма актуальным и многих задел за живое, по крайней мере, женскую составляющую зрительного зала. Героиня Елены Старостиной снискала всеобщее понимание и сочувствие, и все жаждали увидеть ее чудесное преображение в прекрасную даму, падающую в объятия нового итальянского мужа, в идеале — на глазах кусающего локти бывшего. Прозвучало, впрочем, и робкое предположение, что отвергнутый муж-неудачник тоже еще способен измениться в лучшую сторону, но энтузиазма оно не вызвало. 

Однако после антракта действие на сцене стало развиваться не совсем так, как (казалось бы!) подсказывала логика сюжета. Предвкушаемое перевоплощение героини в шикарную красавицу действительно произошло, но… Реальная жизнь редко похожа на сказку!

Символом спектакля служит знаменитая Пизанская башня, которая, подобно семейной жизни наших героев, много лет падает, но все равно до сих пор стоит. Не то же ли самое произойдет и на сцене?

Кстати, а почему, собственно, стала падать реальная Пизанская башня? Наверняка создатели планировали построить ее прямой. Однако при ее проектировании в расчеты закралась ошибка, в итоге башня стала возводиться неправильно, и лишь всевозможные дальнейшие ухищрения архитекторов позволили ей простоять долгие века. 

Семья героев спектакля, подобно Пизанской башне, изначально содержала критическую для своей конструкции ошибку. И постепенно мы начинаем об этом догадываться. Мы услышим пронзительное признание мужа и поймем, почему он стал пить. Не просто поймем, актер Андрей Дюженков буквально заставляет зрителей вместе с ним прочувствовать бесконечное одиночество и душевную боль его героя. Без надрыва, без громких эмоций, по-мужски. Но в этой скупости кроется такая бездна отчаяния, что становится страшно и до слез обидно за утраченный им шанс. Так кто же кому испортил жизнь — он ей или она ему? Кажется, они сделали это обоюдно…

Хороший семейный психолог скажет, что в любом конфликте всегда виноваты обе стороны. Герои спектакля «Пизанская башня» — отличное тому подтверждение. И если после 20 лет совместной жизни они наконец-то сумели хотя бы высказаться и, что главное, услышать и понять друг друга, может, в этой семье не все еще потеряно? Ведь стоит же башня в Италии, хоть с наклоном, но стоит!

Спектакль «Пизанская башня» оставляет очень светлое чувство — он оставляет надежду.