В последние выходные марта на сцене Пермского ТЮЗа состоялась долгожданная премьера спектакля режиссера Алексея Тишуры «Две дамочки в сторону севера» по пьесе французского драматурга Пьера Нотта. Над созданием постановки также работали такие известные мастера сцены, как художник Надежда Осипова, хореограф Ирина Ткаченко, художник по свету Евгений Козин.
В силу внешних непредвиденных обстоятельств спектакль рождался достаточно трудно. Запланированная на конец февраля премьера была перенесена на месяц вперед. Первые публичные показы спектакля «Две дамочки в сторону севера» состоялись 26 и 27 марта, причем, по словам режиссера, это две различные версии одной постановки. Дело в том, что роли сестер Аннеты и Бернадетты исполняют два актерских состава (Ксения Жаркова/Анна Демакова и Сюзанна Калашниченко/Татьяна Пешкова), и каждый актерский дуэт, согласно замыслу создателей, интерпретирует образы главных героинь и их взаимоотношения друг с другом по-своему.
Оригинальная пьеса Пьера Нотта «Две дамочки в сторону Севера» написана в 2008 году в духе популярной на Западе «черной комедии». Это определило и жанр спектакля Алексея Тишуры, обозначенный как трагифарс в двух действиях. В итоге на сцене Пермского ТЮЗа зрителям была показана одновременно и смешная, и трагичная история двух родных сестер, которые после смерти матери решили отвезти ее прах на могилу давно умершего отца. Фактическое путешествие героинь на север страны, где находится кладбище с останками отца, становится для них своеобразным путешествием вглубь себя, в переживание и проживание своих собственных самых сокровенных эмоций и воспоминаний.
Тема
воссоединения семьи становится
центральным лейтмотивом спектакля.
Пока наши дамочки, постоянно препираясь
и осыпая друг друга колкостями, будут
двигаться в сторону кладбища с целью
упокоить «мамочку рядом с папочкой»,
они успеют выплеснуть друг на друга
колоссальное количество своих собственных,
накопившихся за все эти годы, больших
и маленьких обид и «обидок». Но именно
эти воспоминания и проживание прошлого,
его радостей и горестей, вместе со
всевозможными приключениями, в которые
попадут не в меру эмоциональные сестры
во время своего странного путешествия,
помогут Аннете и Бернадетте осознать,
что в этом мире нет ничего более ценного,
чем семья, и что теперь они друг для
друга — самые родные и близкие люди.
Помимо основного сюжета, имеющего явно выраженный философский подтекст, спектакль включает в себя еще огромное количество символических образов, намеков и полунамеков, расшифровать которые сможет при желании любой внимательный зритель. Так, цветовое и стилевое решение костюмов главных героинь, меняющееся по мере развития сюжета, отражает смену их настроения и мироощущения — от агрессивного ярко-красного до воздушного белого. Неслучаен и набор звучащих со сцены музыкальных композиций: каждая содержит в себе определенный подтекст. А сопровождающий действие пьесы ансамбль Ангелов — это целый ребус-калейдоскоп из архетипов, разгадать который, впрочем, совсем не сложно.
В самом названии пьесы тоже скрыт особый смысл: путешествие дамочек в сторону севера есть не что иное, как неумолимое постепенное движение в сторону старости, а в конечном итоге — к неминуемой смерти. Путь этот непрост: он полон не только ярких и забавных приключений, но и горьких обид и тяжелых утрат. Но как, в каком настроении и, главное, с кем проходить этот путь, каждый человек вправе решать для себя сам…