2 октября на сцене театра Дома актера состоялась премьера психологического триллера «Психо» по мотивам романа Роберта Блоха. Автор инсценировки и режиссер — Вячеслав Чуистов. Пермские любители театра ждали эту постановку с нетерпением, а некоторые даже заранее предрекали ей статус одной из самых ярких и зрелищных театральных премьер этой осени.
Думаю, не погрешу против истины, предположив, что сюжет «Психо» хорошо знаком большинству зрителей благодаря знаменитой одноименной экранизации этого романа Альфредом Хочкоком (1960 г.), где главную роль блестяще исполнил американский актер Энтони Перкинс. Этот фильм по праву включен в список ста лучших кинокартин всех времен и народов. Однако такая популярность и узнаваемость художественного произведения всегда несет с собой дополнительные риски для театральных постановщиков: важно не обмануть завышенные ожидания публики и показать на сцене своих, уникальных персонажей, а не скопированных героев классического фильма.
Лично я всегда с большим уважением отношусь к режиссерам, которые ставят перед собой непростую задачу перенести прозаический сюжет, созданный по всем законам эпического рода литературы, на театральную сцену, превратив роман или повесть в полноценное драматическое произведение. В «Психо» действие происходит в самых различных локациях, и режиссеру предстояло не только воссоздать их на сцене, но и обеспечить постоянную динамичную смену декораций. Вячеслав Чуистов, на мой взгляд, с этой задачей справился блестяще.
Театр Дома актера имеет достаточно маленькую сцену, по бокам которой расположены две странные и неудобные несущие колонны здания. Убрать их или спрятать нет никакой возможности, и режиссеры вынуждены как-то обыгрывать их присутствие на сцене во время спектакля. В «Психо» эти колонны стали логичными элементами декораций, «застолбив» различные места действия событий: номер придорожного мотеля, куда приезжает Мэри Крэйн, и магазин скобяных изделий ее жениха Сэма. Помимо этого, на сцене будет и палуба круизного лайнера, и старый «бьюик» в натуральную величину, и стойка администратора мотеля, и (конечно же!) душевая кабина с настоящей текущей водой, в кульминационный момент наполняющаяся алой кровью. Актеры используют каждый сантиметр сценического пространства и играют иногда буквально в полуметре от сидящих на первом ряду зрителей.
Самым ярким персонажем спектакля ожидаемо оказался Норман Бейтс. Эту роль исполняет актер Владимир Котляревский. Его Норман ни в коей мере не является копией или даже отдаленным подобием кинематографической версии этого героя в образе интеллектуального Энтони Перкинса. Норман Бейтс Котляревского — это абсолютно уникальный персонаж, сперва предстающий перед зрителем в образе скромного мальчика в огромных очках. Сцена с деспотичной мамочкой открывает путь к дальнейшей неумолимой психической деформации личности подростка, которая в итоге и приводит к неизбежной катастрофе. Владимир Котляревский великолепно демонстрирует все стадии безумия своего героя Нормана Бейтса, неспешно и со вкусом выкладывая их перед ошеломленным зрителем одну за другой. При этом Норман все же выглядит человеком, а не монстром.
Нельзя не отметить и прекрасную игру актрисы Екатерины Романовой, которой на сцене предстояло сначала сыграть роль раздираемой противоречивыми чувствами Мэри, а затем перевоплотиться в ее сестру Лайлу, находящуюся на грани нервного срыва из-за обрушившихся на нее плохих новостей, но тем не менее отважно и упорно ведущую поиски загадочно пропавшей сестры. Актриса буквально проживает на сцене весь спектр эмоций своих персонажей, и стрессовое состояние обеих ее героинь как-то постепенно передается и наблюдающим за ней зрителям, создавая тот самый саспенс — постоянное тревожное ожидание чего-то ужасного, что может произойти в любую секунду.
Среди других актеров заметно отличилась Татьяна Чиганцева, исполнившая небольшую, но весьма колоритную роль Нормы Бейтс, матери Нормана. Также в спектакле заняты актеры Никита Пепеляев и Петр Попович.
Несколько озадачил меня совершенно фееричный персонаж по имени Лоури, который предстал перед зрителями в нарочито гротескном виде. В целом весь спектакль выдержан в духе психологического реализма, и в этом контексте фигура торговца недвижимостью Лоури выглядит абсолютно инородным стилевым элементом. Какой смысл вложил режиссер в столь необычную трактовку эпизодического персонажа, для меня так и осталось загадкой.
В итоге спектакль «Психо», показанный на сцене театра Дома актера, вполне оправдал ожидания зрителей, а в некоторых моментах даже их превзошел. Думаю, динамичный психологический триллер с изощренными, леденящими душу спецэффектами и превосходной игрой актеров имеет все шансы надолго попасть в рейтинг наиболее популярных пермских спектаклей и стать настоящим зрительским хитом.