«Человек-подушка» по праву считается наиболее сложной среди прочих пьес Мартина МакДонаха, если не принимать в расчет последнюю «Очень-очень-очень темную материю», которую в России пока поставили лишь в одном театре. Но пермским театралам повезло: на V Международный фестиваль МакДонаха в Перми было привезено целых два спектакля «Человек-подушка»! И если казахстанский вариант, показанный в самый последний день фестиваля в малом зале театра «У Моста», смогли увидеть лишь немногие, то версия Воронежского театра «КОТ», которую дважды сыграли в большом зале, оказалась доступна практически всем желающим.
«КОТ» из Воронежа уже можно назвать постоянным участником фестиваля МакДонаха: два года назад театр приезжал в Пермь со спектаклем «Однорукий из Спокана». Будучи первым частным театром в Воронеже, «КОТ» ориентируется на актуальную современную российскую и зарубежную драматургию, не боясь экспериментировать с дискуссионными постановками. Поэтому не удивителен выбор режиссера Анастасии Проскуряковой, решившейся на «Человека-подушку».
Спектакль сразу же интригует тем, что роль детектива Тупольски играет женщина (актриса Юлия Шамарина). Впрочем, как быстро выясняется, в этом нет абсолютно никакого противоречия с автором: в пьесе нет гендерных нюансов поведения Тупольски, имя его тоже не упоминается — почему бы ему не быть женщиной? Зато такое режиссерское толкование персонажа дает целый спектр новых возможностей для раскрытия образа.
Дуэт двух детективов, ведущих расследование серии кровавых убийств, приобретает особые черты и строится на ярко выраженном контрасте: хороший детектив — плохой детектив, спокойный и рассудительный — жестокий и вспыльчивый, подчиненный — начальник, мужчина — женщина. Еще один нюанс: именно детектив-женщина во время допроса подозреваемого оказывается совершенно спокойной и бесстрастной внешне, хотя речь идет об истязании и убийстве маленьких детей. Но ключевое слово здесь — внешне. Актриса Юлия Шамарина прекрасно передает ту внутреннюю борьбу, которую испытывает ее Тупольски, и когда мы узнаем, что в прошлом она потеряла сына, все окончательно становится на свои места. Логично и то, что именно Тупольски-женщина написала свою историю о маленьком глухом мальчике.
Второй детектив, Ариэль (актер Сергей Переславцев), — почти полная противоположность Тупольски. Он не в состоянии сдерживать свои эмоции в отношении предполагаемого мучителя детей, не стесняется пускать в ход кулаки. При этом есть в его поведении тоже что-то недосказанное. Когда он грозится подать жалобу на осаживающего его детектива Тупольски, страх перед начальством в нем заметен. Позднее всплывает история с его трудным детством и насилием со стороны отца, и тогда образ Ариэля оказывается завершенным и абсолютно логичным.
Любопытен дуэт братьев Катуряна (актер Андрей Кружков) и Михала (актер Иван Подольский). Это нежная взаимная любовь двух родных душ в окружающем их жестоком мире, полном насилия и страдания. Это трогательная забота старшего Катуряна в естественном стремлении поделиться с младшим братом самым дорогим, что у него есть — своими сказками. Эта любовь оборачивается страшной трагедией, которая передается актерами сдержанно, без излишней драматизации и внешнего надрыва.
Разворачивающаяся перед зрителем формально детективная история оказывается неким неспешным препарированием человеческих душ. Недаром на сцене стоит стол патологоанатома на колесиках, а на заднем плане висят характерные мешки для трупов. Подозреваемые, по сути, уже приговорены, обсуждается лишь судьба творческого наследия Катуряна, которое для него важнее собственной жизни. Хороши ли его сказки, имеют ли она право на существование — вопрос этот остается открытым и адресован, в первую очередь, зрителям.
Кстати,
мнения зрителей относительно увиденного
ими спектакля оказались самыми
разнообразными: от совершенного восторга
до полного неприятия. Лично мне в
постановке не хватило динамичности:
слишком длинные паузы растягивают
спектакль по времени и делают и без того
сложный для восприятия материал еще
более тяжелым для просмотра (спектакль
идет три часа с антрактом). Однако
некоторые зрители, напротив, посчитали
это достоинством, позволившим режиссеру
во всех нюансах показать внутренний
мир героев, их переживания.
В любом случае, показанный в Перми на фестивале МакДонаха спектакль «Человек-подушка» театра «КОТ» из Воронежа стал незабываемым событием для всех пришедших на него зрителей. Можно сказать совершенно точно: сильных эмоций хватило всем!