10 ноября в Перми в частной филармонии «Триумф» состоялась премьера фильма «Последняя субкультура» режиссёра Кирилла Ермичева. Это первая в мире полнометражная документальная работа, посвящённая музыке сайкобилли.
Кирилл Ермичёв — популярный петербургский режиссёр, призёр российских и зарубежных фестивалей. В девяностых он в качестве лидера группы Scary B.O.O.M. был организатором и вдохновителем петербургского сайкобилли-сообщества, а в начале нулевых по предложению журналиста и писателя Ильи Стогова создал книгу «Русская психатака», посвящённую истории этой музыки.
Фильм Кирилла Ермичёва «Последняя субкультура» получил прокатное удостоверение от Министерства культуры России весной этого года. Премьера состоялась 5 октября в Петербурге, в большом зале легендарного киноцентра «Родина», при полном аншлаге. Дальнейшие показы картины планируется проводить на фестивалях и при поддержке российского рок-сообщества — энтузиастов и организаторов в регионах.
В первую очередь фильм «Последняя субкультура» заинтересует, несомненно, поклонников музыки сайкобилли. В основе сайкобилли лежит классический рок-н-ролл пятидесятых, переосмысленный в духе панк-рока. Этот стиль сформировался в восьмидесятых, в России его расцвет пришелся на девяностые. Столицей российского сайко тогда стал Санкт-Петербург. Популярность этого направления в девяностые годы можно было сравнить разве что с повальным увлечением техно.
Кирилл Ермичев в своем фильме показывает историю зарождения и становления этого легендарного музыкального направления в России, причем делает это как бы изнутри, от лица непосредственного участника событий, осмысляя происходившее через призму собственных эмоций и переживаний и подключая к этому процессу других музыкантов. В итоге фильм превращается в масштабное историческое полотно, глубоко погружающее зрителя в драматичную атмосферу лихих девяностых, ставшую своеобразной питательной средой для российского сайкобилли.
Какие времена — такая и музыка! Отсюда декларируемые сайкобилли жажда свободы, отмена авторитетов, стремление быть крутым и супермодным, шокируя окружающих своим внешним видом. И это далеко не стандартный юношеский нигилизм — это настоящее музыкальное направление, адепты которого проявили себя талантливыми музыкантами, сочинителями, художниками, креативщиками и просто невероятно трудолюбивыми людьми.
Герои фильма — реальные музыканты первых ленинградских групп The Swindlers и The Meantraitors, петербуржцы Scary B.O.O.M., тульские Magnetix, москвичи Beat Devils, Rattlesnakes и всемирно известные зарубежные коллективы — Batmobile, Mad Sin, Reverend Horton Heat, The Quakes, Frenzy, Crazy Cavan.
Для Перми сайкобилли — это, скорее, экзотика. Во всяком случае, повального увлечения этим музыкальным направлением в Перми не наблюдалось. По моим личным ощущениям, музыкальные вкусы уральской молодежи в начале девяностых во многом формировал наш ближайший сосед — Екатеринбург, на небосклоне которого загорелись ярчайшие звезды не только отечественной рок-музыки, но и политики, и это накладывало на пермяков определенный отпечаток.
Сайкобилли же было свободно от патетики, нравоучений и политических высказываний, уделяя больше внимания самой музыке и творческому, хулиганскому самовыражению личности. Быть плохим и даже ужасным, но не рефлексировать по этому поводу, а наслаждаться моментом! Отсюда невообразимые прически, татуировки, стилистика зомби и прочих героев из фильмов ужасов — логичный и изобретательный ответ хаосу девяностых.
Одна из главных ценностей фильма «Последняя субкультура» для зрителя — он позволяет пережить трепетные моменты ностальгии по тем опасным, трагичным, но все же греющим душу временам. Дух времени мастерски пойман на любительскую камеру, им дышат старые нечеткие фотографии, им веет с красочных обложек раритетных пластинок. Как молоды мы были, как искренне любили!..
Любопытно было услышать мнение зрителей после пермской премьеры фильма «Последняя субкультура». В целом, отзывы прозвучали положительные.
— Снято интересно и совсем не занудно, чего я, честно говоря, немного опасалась, — делится впечатлениями Анна, представившаяся как любитель классики и просто зритель. — Для общего развития — самое то!
— Мне в фильме не хватало титров, где бы кратко объяснялось, что за человек сейчас на экране: как его зовут, из какой он группы и т. п. Поклонники сайко, наверное, всех их прекрасно знают и так, но лично я с этим музыкальным направлением знакомлюсь впервые, и мне не всегда было понятно, кто есть кто. А в целом смотреть было любопытно и … прикольно! Ребята нереально крутые! (Надежда, творческий фрилансер).
— Режиссер в фильме рассуждает очень умно. Он сделал фильм для посвященных людей, тоскующих по своей молодости, ностальгирующих. С этой точки зрения, конечно, фильм надо принять. В нем есть, о чем подумать! (Светлана, преподаватель)
Совершенно очевидно, что направление сайкобилли оставило яркий и значительный след не только в истории мировой музыки. По мнению создателей фильма, сайкобилли — это целая субкультура. После просмотра фильма с этим сложно не согласиться!