Под занавес юбилейного 60-го сезона в Пермском ТЮЗе состоялась премьера — 25 июня на основной сцене показали спектакль «Тимур и его команда». Это театральная версия знаменитой повести Аркадия Гайдара в инсценировке Екатерины Тимофеевой. Режиссер-постановщик и автор музыкального оформления спектакля — Анна Морозова.
Культовая книга о советских пионерах «Тимур и его команда», по праву считавшаяся одной из самых популярных детских книг в СССР, после упразднения пионерского движения в 1991 году стала постепенно забываться. Потускнел и некогда чрезмерно яркий образ журналиста и писателя Аркадия Гайдара. Поэтому поставить ретроповесть о советских пионерах сейчас — весьма смелое решение. Тем более, среди многочисленных зрителей наверняка найдутся как горячие поклонники пионерии, так и ярые ненавистники писателя. Но Пермский ТЮЗ рискнул.
Прежде всего, порадовало отсутствие какой-бы то ни было пропаганды на сцене. Бурная пионерская деятельность героев спектакля — это прежде всего игра. Самозабвенная, искренняя, честная. Можно играть в солдатиков, в войнушку, в мушкетеров, а можно — в пионеров. Какая эпоха — такие и игры! Лейтмотив игры присутствует в спектакле повсюду, и это не только гайдаровское, это и из нашего собственного детства. «Камень, ножницы, бумага…» «Я в домике!» Узнаете?
Спектакль «Тимур и его команда» имеет возрастное ограничение 12+, но в краткой аннотации в афише среди прочего отмечается, что постановка «предлагает взрослым окунуться в воспоминания о пионерском детстве». Конечно, это многозначительный намек всем, чье детство пришлось на советское время, кто сам успел поучаствовать в пионерском движении. У этой категории зрителей будет особый, ностальгический взгляд на происходящее на сцене. Недаром говорят — пионеры бывшими не бывают!
Волна трогательной ностальгии по детству буквально накроет зрителя, и тут уж Пермский ТЮЗ постарался. Пионерская зорька, гимнастика по радио, музыкальная сказка «Петя и волк» Прокофьева, пионерское знамя дружины… Дотошные зрители, возможно, отметят, что некоторые детали ассоциируются с более поздним советским временем, нежели описываемое в повести Гайдара. Например, красная пластмассовая лошадка на колесиках явно принадлежит к послевоенному периоду. Но разве это не атрибут ушедшего детства? А коли так, цель атмосферного погружения зрителя в пионерское прошлое вполне достигнута!
Некая размытость исторических нюансов в спектакле — отнюдь не случайность, и уж тем более не упущение режиссера или художника. Происходящее на сцене обусловлено прежде всего законами игры, фантазии. Поэтому логично вписался в эту картину и фееричный сон пионерки Жени с говорящим всевидящим портретом Ленина, и юный трубач с красным галстуком в образе ангела с крыльями.
Зритель тоже невольно включается в эту игру, ведь восторженные мечты персонажей о коммунистическом будущем переплетены с ностальгическими воспоминаниями зрителей о советском прошлом. Чем богаче фантазия — тем больше ассоциативных образов. Лично я в сцене, где нарушившие все мыслимые правила Женя и Тимур мчатся ночью на мотоцикле в Москву, увидела … отсылку к знаменитой сцене из фильма «Титаник»! Почему бы и нет? Ведь всесоюзная пионерия, казавшаяся такой надежной и нерушимой, однажды все же пошла ко дну.
В плане художественных особенностей постановка «Тимур и его команда» тоже порадовала. Много юмора. Взрослые мужчины в образе мальчишек выглядят забавно, но это вполне логично вписывается в общую тональность спектакля. А вот Мария Саламатова в роли пионерки Жени смотрится на «отлично»: совсем еще девчонка, вся такая озорная и при этом очень милая. Еще одна актерская удача — просто шикарный хулиган Квакин в исполнении Павла Судакова. Чрезмерно правильный Тимур определенно проигрывает ему в яркости образа.
Не потерялись на фоне колоритных подростков и взрослые персонажи. Актриса Ольга Абашева блестяще сыграла 18-летнюю Ольгу, которой приходится то и дело наставлять взбалмошную младшую сестру Женю на путь истинный: «железобетонная» Ольга пытается выглядеть строгой, но ее очаровательная женственность все время прорывается наружу, разрушая образ суровой морализаторши. Немного неожиданным оказался персонаж Евгения Замахаева: его Гараев, всеми силами пытающийся произвести впечатление на Ольгу, больше похож на клоуна, чем на инженера. Как всегда, порадовала зрителей и многогранная Виктория Ельцова, сыгравшая в спектакле сразу несколько ролей: Голос радио и старуху-молочницу.
Жизнерадостный пафос финальных сцен спектакля вызывает у зрителя совершенно обратный эффект — на глаза сами собой наворачиваются слезы. Ведь мы-то знаем, что совсем скоро ждет этих юных и воодушевленных мечтателей, так уверенных в скором наступлении счастливого светлого будущего.
Напомню, повесть «Тимур и его команда» написана в Аркадием Гайдаром 1940 году. Сам писатель погибнет в бою уже осенью 1941-го. В этой исторической перспективе весьма красноречив образ юного Тимура, который как бы заменяет собой отца Жени и Ольги, уезжающего по своим военным делам. Потому что завтра была война.
В заключение — совет всем пионерам, как бывшим, так и тем, кто продолжает оставаться им в душе. Хотите сделать полезное и доброе дело для своих пожилых родственников, или, может быть, одиноких соседей? Подарите им трогательные минуты свидания с пионерским детством — сводите их в Пермский ТЮЗ на спектакль «Тимур и его команда».