22 августа Пермский театр «У Моста» открыл свой 37-й театральный сезон легендарным спектаклем «Мастер и Маргарита» по знаменитому роману Михаила Булгакова. Как водится, не обошлось и без чертовщины, причем началась она еще до спектакля — всевозможные исчадья ада встречали зрителей возле здания театра, которое к новому сезону преобразилось в почти настоящий средневековый замок.  

Готические гаргульи и черт появились на фасаде театра «У Моста» в рамках подготовки к Международному театральному фестивалю «Пермская Фантасмагория», который пройдет в Перми в начале октября. Спектакль «Мастер и Маргарита», давший старт новому сезону, еще раз недвусмысленно напомнил пермским театралам об этом приближающемся событии, которое анонсируется организаторами как единственный в мире мистический театральный фестиваль. Участниками фестиваля станут не только российские театры, но и театры из разных стран мира: ожидаются гости даже из Японии. 

Открывшая сезон театральная версия романа Михаила Булгакова создана режиссером Сергеем Федотовым 25 лет назад. Премьера спектакля «Мастер и Маргарита» на сцене театра «У Моста» состоялась в 1999 году. Зрители были восхищены почти фантастическим умением режиссера трансформировать сценическое пространство, благодаря чему на сцене невероятным образом открывались порталы из Москвы в Ершалаим, из «нехорошей» московской квартиры — прямиком на бал к Сатане. Атмосферное погружение зрителей в инфернальный мир героев Булгакова получилось настолько реальным, что это казалось чем-то мистическим.   

Сегодняшний вариант спектакля «Мастер и Маргарита» не разочарует ни давних поклонников театра «У Моста», ни ценителей творчества Михаила Булгакова. Сергей Федотов не ставит себе целью показать в спектакле как можно больше эпизодов романа, максимально приблизив зрителей к литературному первоисточнику. Задача режиссера — погрузить зрителей в замысел писателя, дать возможность самим пережить и прочувствовать происходящее, чтобы в итоге понять и, если уж не простить, то хотя бы не осуждать.

Зыбкость временных и пространственных границ превращает зрителя не просто в стороннего наблюдателя, но почти в непосредственного участника событий. И тогда вдруг оказывается, что отсюда, из открытого Федотовым пятого измерения, можно видеть мир глазами находящегося в жестокой депрессии Мастера, или самоотверженно любящей его Маргариты. Можно, оказывается, взглянуть на окружающую нас несправедливую действительность и с позиции исполняющего свой профессиональный долг Понтия Пилата. И даже — с точки зрения самого Дьявола!  

С головой окунувшись в мир булгаковских героев, начинаешь не просто понимать мотивы их поступков, скрытый подтекст сказанных ими слов. Начинаешь думать, как они! А ведь Воланд, пожалуй, чертовски прав: человечество ничуть не изменилось за последние две тысячи лет. Впрочем, наверняка прав и Иешуа — нет злых людей, есть только люди несчастливые…

Когда зритель, выходя из театра, еще долго продолжает мыслить в философских категориях, предложенных героями спектакля, соотнося их с моментами собственной жизни и даже с событиями, происходящими в стране и в мире, пытаясь дать ответы на главные вопросы, столетие назад заданные писателем и только что снова убедительно озвученные героями его романа с театральной сцены — что это, если не мистика? Это ли не лучшее подтверждение тому, что гениальные рукописи не горят, не предаются забвению, а продолжают жить вечно? И не просто жить, а будоражить людские сердца и умы, заставляя нас искать собственные ответы на трудные вопросы, чтобы даже в самые сложные и страшные времена находить в себе силы творить, любить и, в конечно итоге, прощать.   

«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова — это не просто классика, а нечто гораздо большее. Это, на мой субъективный взгляд, вещая книга, пророческая. Имеющий уши — да услышит, имеющий глаза — прочитает. И роман Булгакова еще действительно преподнесет нам немало сюрпризов — в этом можно не сомневаться.

Ставить Михаила Булгакова на театральной сцене или экранизировать его произведения пытались очень многие режиссеры, но добиться достойного результата смогли далеко не все. Сергей Федотов — один из тех, кому это удалось. Идущий уже четверть века на сцене театра «У Моста» спектакль «Мастер и Маргарита» — лучшее тому подтверждение.