Спектакль театра «У Моста» «Зверь» по В. Синакевичу и М. Гиндину был поставлен в 1989 году и сразу принес известность молодому авторскому театру из Перми и его создателю и режиссеру Сергею Федотову. Благодаря необычной игре актеров и невероятной силе воздействия на зрителей спектакль стал настоящей легендой — «Зверь» с успехом идет на сцене Пермского театра «У Моста» уже более 30 лет.
В спектакле «Зверь» режиссером была опробована новая манера игры актёров, основанная на системе Ежи Гротовского. По словам самого Сергея Федотова, актеры, готовясь к работе над своими ролями, специально наблюдали за пациентами психиатрической больницы, чтобы максимально точно прочувствовать и воспроизвести на сцене особенности поведения и общения людей, страдающих психическими расстройствами. Ведь герои спектакля «Зверь» — это последние люди, чудом уцелевшие на Земле после ядерной войны: облученные радиацией, облысевшие, почти потерявшие человеческий облик.
Казалось бы, с такими сложными ролями под силу справиться только очень опытным актерам театра. Действительно, в «Звере» играют такие мастера сцены, как Владимир Ильин и Марина Шилова. Однако режиссер Сергей Федотов не умеет стоять на месте: в феврале он создал студенческую версию знаменитого спектакля!
Напомним, что Заслуженный артист России, художественный руководитель и режиссер Пермского театра «У Моста» Сергей Федотов является также и преподавателем у студентов второго курса актёрского отделения Пермского института культуры, Мастерская Сергея Федотова. В репертуаре студентов значится уже шесть полноценных спектаклей («Команда», «Ханума», «Камедыя», «Мачеха Саманишвили», «Про Федота-стрельца», «Приключение»), и «Зверь» стал седьмым по счету.
Для
своих актеров-студентов, играющих в
«Звере», режиссер Сергей Федотов не
делает никаких отступлений и послаблений.
Главные герои, Отец, Мать и Дочь — это
с виду очень странные, неопрятные, явно
страдающие последствиями лучевой
болезни люди, чудом уцелевшие после
ядерной войны. Однако эти
нелепые существа сумели не просто выжить
после катастрофы, они смогли найти друг
друга, создать семью и обрести некое
подобие счастья в этом ужасном мире.
Внешнее уродство оказывается прямо
пропорционально их внутренней красоте:
в их семействе царят любовь и трогательная
забота друг о друге. Задача молодых
актеров оказалась очень непростой —
сыграть своих героев так, чтобы зритель
сквозь всю грязь и убожество увидел их
истинную нравственную чистоту и красоту.
Дополнительная сложность выпала молодым актерам, играющим Отца (актер Семен Осокин) и Мать (актриса Екатерина Пономарева) — по сюжету они исполняют роли родителей, при этом по факту являясь ровесниками своей сценической «дочери». Отчасти актерам помог грим, скрывающий их истинный возраст, но нельзя не отметить и их виртуозную пластику, манеру двигаться на сцене и общаться между собой — она разительно отличается от легких движений их юной «дочери».
Нельзя не отметить и великолепную игру актера Дмитрия Мурзаева, исполняющего роль Зверя. Его герой прекрасен и внешне, и внутренне: он чем-то напоминает Христа, пытающегося своей верой в необходимость культурных знаний и силу искренней любви перевесить чашу весов, где против него оказываются все самые низменные потребности человечества, сумевшего уничтожить собственную цивилизацию.
Студенты свершили, казалось бы, невозможное: сыгранные ими постапокалиптические люди, внешне больше похожие на пациентов психушки, завоевали искреннюю любовь и бесконечное приятие всех зрителей, пришедших оценить работу студентов-второкурсников. Зал долго аплодировал стоя, выказывая свое восхищение молодым актерам и уважение мастерству их знаменитого преподавателя.
Исполненный студентами-второкурсниками, спектакль «Зверь» ничуть не утратил своего глубокого философского содержания: приглашенные на премьеру зрители каждой клеточкой пережили вопиющую несправедливость существующего мира, способного даже после ядерной катастрофы жить по своим старым законам. И вслед за героями спектакля хочется задаться вопросом: неужели правда, не Зверь — урод Человека, а Человек — это урод Зверя?..