Поставить пьесу Мартина МакДонаха «Палачи» пытались в разных российских театрах, но в большинстве из них она задержалась ненадолго. По-настоящему успешными оказались лишь две постановки: спектакль Сергея Федотова в Пермском театре «У Моста», который стал российской премьерой этой пьесы, и версия Новокузнецкого драматического театра режиссера Ярослава Рахманина. Оба спектакля были показаны в рамках V Международного фестиваля МакДонаха в Перми.

Новокузнецкий драматический театр заинтриговал пермских зрителей настолько, что все билеты на единственный показ спектакля были раскуплены еще до начала фестиваля. Их «Палачи» анонсировались как масштабная постановка, требующая большой сцены (свою площадку для показа новокузнецким коллегам предоставил пермский «Театр-Театр»), а одним из действующих героев был объявлен … олень!  

Пермские театралы, избалованные (в хорошем смысле этого слова) отличными постановками почти всех пьес Мартина МакДонаха в камерном зале театра «У Моста», шли на новокузнецких «Палачей» с нескрываемым интересом, предвкушая нечто необычное. И ожидания никого не обманули!  

Макдонаховские герои требуют от играющих их актеров максимальной детальной проработки персонажей, где каждый жест или взгляд имеет свое значение. Но возможно ли донести все эти мельчайшие нюансы игры до зрителей в большом театральном зале на 600 мест? Оказывается — да! Новокузнецкий драматический театр превратил сцену «Театра-Театра» в многофункциональное пространство, где помимо основной декорации паба разместилась еще и камера для казни, а на стену были выведены экраны, где в режиме реального времени отображалась проекция крупным планом отдельных элементов спектакля — в основном, лица актеров в тот или иной момент действия. Таким образом, спектакль можно было одновременно видеть в нескольких планах: в общем и в детальном.

Использование таких сугубо кинематографических приемов на этом не ограничилось. Когда на сцене появился помощник палача Сид Армфилд, а на экране отобразилась его проекция крупным планом, у меня возникло ощущение, что на сцену вышел молодой Роберт Де Ниро. Дело даже не во внешнем сходстве актера с американской знаменитостью, хотя оно тоже присутствовало. Исполняющий роль Сида Александр Коробов невероятно удачно имитировал мимику, походку Де Ниро, даже его одежда почти досконально повторяла облик героя культового фильма «Таксист» — все это прекрасно демонстрировал крупный план на экране. В результате такого «косплея» создавалось впечатление, что в спектакле роль Сида Армфилда и правда играет Роберт Де Ниро!  

В спектакле «Палачи» олень действительно присутствует: символическое молчаливое появление человека с головой оленя всегда так или иначе связано со смертью или с мыслями о ней. Как поясняют создатели постановки, в ирландской мифологии олень, ежегодно сбрасывающий старые рога, является олицетворением цикла смерти и возрождения. Как тут не вспомнить знаменитый фильм «Охотник на оленей», где герой Роберта Де Ниро безуспешно пытается спасти своего старого друга, повредившего рассудок на войне. В фильме ключевой оказывается сцена, где герой Де Ниро, встретившись на охоте взглядом с оленем, понимает, что он больше не может и не хочет никого убивать.  

Палача и по совместительству владельца пивного паба Гарри Уэйда играет Заслуженный артист РФ Андрей Ковзель. Его герой — местная «звезда» первой величины, отсюда его манера всегда держаться молодцом и играть на публику. Хорошо ли он исполнял до сих пор свои обязанности палача? Конечно, ведь никто из его клиентов не жаловался! Впрочем, палач для него — просто профессия, с таким же успехом он наверняка мог бы работать, например, страховым агентом.

Гарри Уэйд — обладатель энергичной молодящейся красотки-жены Элис (Заслуженная артистка РФ Елена Амосова) и скромной невзрачной дочери-подростка Ширли (актриса Наталья Курлыкова). По мере раскрытия их образов мы начинаем подозревать, что Гарри, вольно или невольно, оказывается «палачом» и по отношению к своим близким.  

Особенно ярко эта тема звучит в Ширли, которая из безропотной девочки в начале спектакля превращается в яркую красотку в финале. Отметим, что это актерский дебют молодой актрисы Натальи Курлыковой, которой удалось превосходно показать внезапную метаморфозу своей героини: нелепый подросток, подавляемый родителями; неопытная девчонка, легко поддавшаяся на ухаживания заезжего соблазнителя, и красивая, вполне взрослая девушка, давшая наконец выход всем своим давно копившимся эмоциям.

О том, что и у Элис могла быть совсем другая жизнь, мы начинаем подозревать, когда на сцене появляется главный палач Альберт Пьерпойнт (актер Александр Шрейтер). Кажется, у них когда-то что-то было, или могло бы быть. Об этом мы догадываемся по мимолетным фразам и взглядам, брошенным Элис и Пьерпойнтом друг на друга. Пьерпойту, в отличие от Гарри, очень важно, кого он казнит. И он не стал бы отлынивать от работы, приврав о болезни жены и сбежав играть на скачках, особенно если речь шла о казни нацистов, приговоренных военным трибуналом. Перед нами — еще одна неудавшаяся любовь?.. МакДонах не дает прямого ответа, ограничиваясь лишь смутными намеками.  

Самый «зловещий» персонаж «Палачей» — это, конечно, Питер Муни (актер Андрей Грачев). В пьесе это, пожалуй, одна из наиболее колоритных ролей, позволяющая актеру проявить свой творческий диапазон во всей красе, что Андрей Грачев и продемонстрировал на сцене. Его Муни опасно «ходит по краю», кайфуя от собственной неотразимости, находчивости и смелости, а заодно доставляя немалое удовольствие зрителям. Но увы — в его положении всего один лишь неосторожный шаг может привести к трагическим последствиям, что вскоре и происходит. И снова в воздухе повисает без ответа главный вопрос: виновен ли был казненный Гарри Уэйдом приговоренный Хеннесси?..  

Среди находок режиссера, которыми столько щедро украшен спектакль «Палачи», хочется выделить колоритный хор с христианскими песнопениями, который помогает переключать внимание зала в переходах от одной сцены спектакля к другой. Вообще постановка идет три часа, но время пролетает незаметно, никаких «простоев» и лишних пауз нет и в помине.

Спектакль публике определенно очень понравился: едва действие закончилось, зал взорвался овациями, зрители вскочили со своих мест и долго аплодировали стоя.

«Палачи» не избежали и признания международного жюри фестиваля, увезя в Новокузнецк сразу три приза: «За лучшую режиссуру» режиссёру Ярославу Рахманину, «Специальный приз жюри» Александру Коробову за роль Сида Армфилда и «Специальный приз жюри» Наталье Курлыковой за роль Ширли Уэйд.

В заключение хочется поблагодарить организаторов фестиваля МакДонаха за уникальную возможность увидеть в Перми лучшие спектакли российских театров. И, конечно, спасибо гениальному Мартину МакДонаху!