В рамках театрального фестиваля-конкурса моноспектаклей «МОНОfest» 15 ноября в Перми был показан спектакль «Ухо Ван Гога» Тюменского Большого драматического театра в постановке петербургского режиссера Романа Габриа.  

Спектакль весьма своеобразно воссоздает на сцене последние месяцы жизни великого художника, причем в основе инсценировки лежит не биография Ван Гога, а его переписка с братом Тео. Режиссер собрал воедино почти хаотичные обрывки слов и фраз, осколки мыслей и видений полубезумного гения и замысловато представил все это на сцене. Отсюда и необычный жанр постановки, обозначенный как «поток творческого сознания».

Недаром говорят: спектаклей столько, сколько зрителей в зале. Мнения членов жюри фестиваля, которые были озвучены ими сразу после показа, в очередной раз подтвердили эту мудрость.

С другой стороны, неоднозначность в восприятии спектакля, а порой и полная противоположность оценок и мнений театральных критиков относительно только что увиденного ими действа в определенной степени засвидетельствовали успешность задумки режиссера воссоздать на сцене поток творческого сознания художника. Разве можно с абсолютной точностью интерпретировать в форме лаконичных слов сумасшедший полет мысли гения, не будучи им самим? Впрочем, Ван Гог и сам вряд ли сумел бы это сделать чем-то иным, кроме как кистью и красками.     

Лично меня спектакль «Ухо Ван Гога» захватил с первых же секунд и не отпускал до самого финала. Как человеку творческому, созданная на сцене полуреальная стихия живых красок, теней, форм и звуков показалась мне невероятно притягательной и манящей. Поток моего творческого сознания включился мгновенно, и в отдельные моменты он практически совпадал с ощущениями и переживаниями персонажа — метания героя оказались мне во многом созвучны.

…Как можно сидеть взаперти, когда на улице цветут сады — это же невыносимо! Ощутила дежа вю: вспомнились собственные, точно такие же мысли, которые томили меня на майских скучных лекциях по старославу в пору моего студенчества. А я ведь даже не художник! Борьба Ван Гога со стулом в попытке изобразить его сущность на холсте воскресила другой мой личный опыт, когда я с первого взгляда влюбилась в магазине в ткань, в которой увидела прекрасное платье в стиле 60-х (мое хобби — шитье одежды). Но это был небольшой остаток в 90 см, сшить из такой длины платье невозможно! Но я все равно купила отрез, и началась моя аналогичная борьба за воплощение творческой идеи…

Если помножить мой собственный скромный потенциал на масштаб личности гения Ван Гога, получится термоядерная бомба, вполне способная снести не только остатки и так уже замутненного сознания художника, но и половину черепа в совершенно буквальном смысле — выстрелом из пистолета. Что в итоге и произошло.  

Настолько убедительно показать на сцене нестабильный внутренний мир гения в его хаотичной динамике, в моментах отчаянного поиска выхода из глубочайшего творческого кризиса — это выше всяких похвал! Весьма удачно подыграл созданию соответствующего образа и настроения и лаконичный «черный ящик» сцены театра «Балет Евгения Панфилова», на площадке которого состоялся фестивальный показ спектакля «Ухо Ван Гога».

В отличие от членов жюри, я не увидела в образе Ван Гога никакой сатиры и карикатурности. Актер Александр Тихонов воссоздает на сцене именно тот облик художника, который всем хорошо знаком по его автопортретам — таким Ван Гог видел себя сам, таким сам себя ощущал. И это не сарказм — это, скорее, драма, вылившаяся в итоге в личную трагедию гения.

Возникающая на спектакле глубокая индивидуальная сопричастность зрителя с мятущимся художником напоминает о том, насколько хрупким является внутренний мир человека, и как легко в очередной критический миг перейти ту грань, за которой навсегда заканчивается тяжесть земного бытия.