18 ноября в Перми на площадке «Сцена-Молот» Пермского академического Театра-Театра был показан спектакль «Неточка». Этот моноспектакль режиссера Якова Рубина по повести Федора Достоевского «Неточка Незванова» стал финальным аккордом, завершившим театральный фестиваль-конкурс моноспектаклей «МОНОfest», проходивший в Перми и в Кудымкаре с 14 по 18 ноября 2024 года.
Камерный драматический театр г. Вологды — профессиональный негосударственный театр, созданный в 1999 году. Художественный руководитель — Яков Рубин. Пермские зрители хорошо знакомы с этим творческим коллективом: весной прошлого года театр приезжал в Пермь на гастроли с тремя моноспектаклями Заслуженной артистки РФ Ирины Джапаковой, которая буквально влюбила в себя зрительный зал и снискала восторженные овации пермских театралов.
Неудивительно, что нынешний фестивальный спектакль «Неточка» Вологодского Камерного драматического театра вызвал повышенный интерес у пермской театральной публики. Добавляло интриги и то, что «Неточка Незванова» — несостоявшийся роман Достоевского, незавершенный. Каким будет финал в спектакле? Рискнет ли режиссер «дописать» его?..
Главную и единственную роль в спектакле «Неточка» играет актриса Мария Иваненко. Моноспектакль — достаточно сложный жанр, требующий от актера предельной концентрации всех своих творческих возможностей, и Мария Иваненко справляется с этой задачей блестяще. Ее работа в постановке — выше всяких похвал. Актриса не играет, она буквально проживает на сцене судьбу своей героини. Ее Неточка — это юная бунтарка с только формирующимся под ударами судьбы характером. Но здесь, как мне кажется, почти буквальное следование сюжету повести сыграло с режиссером плохую шутку, и это неминуемо отразилось и на игре актрисы, и на всем спектакле в целом.
Если первая половина спектакля воспринимается цельной и убедительной, то события, последовавшие после смерти матери Неточки и ухода девочки из дома, выглядят хаотичными и сумбурными, равно как и нелогичные, не вытекающие один из другого поступки самой героини.
По моим субъективным ощущениям, обрывающееся буквально на полуслове действие — это отнюдь не открытый финал. Это потеря писателем интереса к своим ранним героям: вынужденно прервав работу над романом из-за ареста и ссылки на каторгу, впоследствии Достоевский его так и не дописал. Внимательный зритель чует это нутром, и тут даже самая гениальная актриса не спасет ситуацию.
Мне
кажется, уместнее было бы поставить
точку там, где закончился цельный
Достоевский, а дальнейшие метания и
творческие поиски писателя оставить
за скобками — спектакль от этого бы
только выиграл.
Неоконченное литературное произведение, перенесенное на сцену — это, очевидно, посыл режиссера зрителям самим мысленно продолжить историю взросления Неточки. Но корректно ли делать это там, где сам писатель не сумел выбрать нужного направления? Право — не знаю…