«Мальчики» — так называется новый спектакль пермского театра кукол «Туки-Луки». Театр славится своими добрыми и красочными сказочными постановками для малышей, однако «Мальчики» ориентирован исключительно на взрослую аудиторию. Это моноспектакль Ярослава Колчанова по роману Федора Достоевского «Братья Карамазовы».

Режиссер спектакля — Яков Рубин из Камерного драматического театра, г. Вологда. Весной этот профессиональный негосударственный театр приезжал на гастроли в Пермь и показал на сцене театра «Туки-Луки» три моноспектакля заслуженной артистки России Ирины Джапаковой, имевшие большой зрительский успех. Сотрудничество двух театров продолжилось, и результатом стала постановка «Мальчики», премьера которой состоялась 16 ноября на сцене театра «Туки-Луки». Спектакль создан при поддержке Союза театральных деятелей Российской Федерации.  

Будучи поклонником творчества Достоевского, я всегда с особым вниманием и трепетом отношусь к театральным постановкам по произведениям этого великого русского писателя. «Психолог пера» Достоевский был гениальным прозаиком, он создавал свои повести и романы не для сцены. Современные люди в обычной жизни не говорят тем языком, на котором общаются между собой герои Достоевского. Попытки театральных режиссеров максимально точно перенести реплики персонажей на сцену нередко приводят к тому, что актеры запинаются, путаются в витиеватых выражениях, а их диалоги звучат неестественно. Трансформация эпического произведения (в основе которого лежит слово) в полноценное драматическое (в основе — действие) непременно требует написания инсценировки, которая, по сути, является самостоятельным художественным произведением, созданным на основе авторской прозы. Именно поэтому спектакли по Достоевскому всегда эксклюзивны и совершенно не похожи один на другой, и главная интрига здесь — насколько режиссеру и его творческой команде удалось «ухватить» и передать сценическими средствами совершенно уникальный авторский стиль прозаика Федора Михайловича.   

Создатели «Мальчиков» пошли по наиболее сложному пути — они сделали упор на сохранении оригинального писательского слога Достоевского. В итоге спектакль по жанру оказался близок к художественной читке: это красочно и эмоционально рассказанная со сцены сюжетная линия Илюши и Коли Красоткина.    

Моноспектакль — очень сложный жанр, требующий, в первую очередь, максимальной концентрации всех творческих возможностей актера, исполняющего в нем единственную роль. Ярослав Колчанов в этом деле не новичок: на сцене театра «Туки-Луки» можно увидеть его моноспектакль «Записки сумасшедшего» по Гоголю, поставленный, кстати, все тем же Яковом Рубиным из Вологды.

Мастер создания моноспектаклей вологодский режиссер Яков Рубин принес в «Мальчики» свой фирменный стиль: минимализм декораций, имеющих максимальную символическую окраску. В спектакле на сцене присутствуют всего несколько предметов: разбросанные по полу камни, одинокий стул, потрепанный портфель, далее появится и даже выстрелит игрушечная пушечка. Минимализм и в одежде главного персонажа: лаконичное серое пальто, в разных ракурсах оборачивающееся то длинным одеянием монастырского послушника, то скромной шинелью школьника, то потрепанной униформой нищенствующего штабс-капитана. А иной раз вдруг покажется, что это и вовсе сама Смерть в капюшоне, неумолимо следующая за тяжело больным мальчиком Илюшей…

Выступающий попеременно во всех этих ипостасях Ярослав Колчанов пугающе искренен и как актер просто бесподобен. Но — увы! Иногда и он запинается, пытаясь буквально воспроизвести наизусть художественно увесистые и словесно заковыристые отрывки из глав романа Достоевского. И дело тут даже не в том, что такой большой объем текста запомнить очень сложно — поверьте моему зрительскому опыту: с Достоевским всегда так! Именно поэтому лично я предпочитаю те драматические версии произведений этого русского классика, где художественное богатство мысли и психологизм героев передаются посредством традиционных сценических средств, ибо их простор поистине безграничен.

Достоевский — сложный писатель, он «не для всех». Еще труднее показать его со сцены, сохранив при этом уникальность авторского стиля. Создатели моноспектакля «Мальчики» Яков Рубин и Ярослав Колчанов явно легких путей не ищут, коли уж замахнулись на «Братьев Карамазовых». Но, думаю, на этом спектакле практически не будет случайных зрителей, а пришедшие на него любители театра и поклонники творчества Достоевского, несомненно, высоко оценят старания режиссера и актера. Если вы на единой волне с авторами — спектакль смотрится на одном дыхании и дарит огромное количество самых разнообразных эмоций. Но если Достоевский и театральные эксперименты — «не ваше», рекомендую выбрать для посещения какую-нибудь другую театральную постановку, попроще.   

Ну, а самым впечатляющим в «Мальчиках» оказался финал, когда бутафорский камень в руках Ярослава Колчанова оказался ни чем иным, как самым настоящим хлебом! И с этим хлебом актер отправился в зрительный зал, чтобы поделиться им со всеми присутствующими. Кто-то в ответ угостил актера печеньем… Это было действительно очень трогательно, буквально до слез.

Уже по дороге домой вспомнилось, что обращение камней в хлебы — это искушение Дьявола, которому Иисус успешно противостоял, ибо «не хлебом единым жив человек». А как же мы, зрители?.. В контексте спектакля «Мальчики» это может быть и намеком на дальнейшую судьбу его юных героев, которая осталась лишь в творческих замыслах Достоевского, не успевшего написать задуманное им продолжение «Братьев Карамазовых». Но ничто не мешает нам с вами пофантазировать после спектакля и дорисовать будущую взрослую жизнь Коли Красоткина и его товарищей, Алеши Карамазова да и всей России в целом — кто из них сумеет противостоять дьявольскому искушению, а кто не удержится от соблазна…

Вот такое долгое послевкусие оставляет после себя спектакль «Мальчики» по Достоевскому, ибо не хлебом единым жив человек!