Научите детей делать выбор

Почему родителям не нужно решать за ребенка, куда ему поступать и кем стать, объясняет психолог Светлана Иванова

Научите детей делать выбор

Автор: Светлана Иванова, психолог

Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию 

не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями.

А. Апшерони

Работая в школе в том числе, я взяла на себя смелость вести предмет «Я и мой выбор», т. е. профориентацию, чтобы было понятнее. Обосную свое решение: я около десяти лет работала с персоналом в разных компаниях. Я была и менеджером по персоналу, и рекрутером, и бизнес-тренером, и т. д. В общем, я имею не только теоретические представления о том, в каких профессиях какие требования предъявляются, какие человеческие качества необходимы для конкретной профессии, какие люди могут быть успешны в профессии, а какие — маловероятно, и прочее. Повторюсь, все, что связано с рынком труда, для меня не теория, а десятилетняя практика. И вот с этим энтузиазмом я взялась за дело.

А дальше началось самое интересное. Я давно уже наблюдаю за людьми и знаю, что успешным человек может стать в любой профессии. НО при условии, что человек обладает набором необходимых качеств, которые соответствуют требованиям профессии. Например, человек с гуманитарным складом ума вряд ли сможет быть успешным в зоне, где все связано с цифрами. Впрочем, как и наоборот.

Понятно, что свои школьные уроки я построила именно в этой логике: узнай свои ресурсы и используй их, чтобы более точечно выбрать профессию и стать в ней успешным. Для понимания: успешный человек всегда может заработать хорошие деньги.

Вообще школа — не то место, где можно много выбирать, хотя от учеников это требуется: например, дополнительные курсы по выбору, предметы для сдачи экзамена по выбору и т. д.

Есть счастливые дети, которым не запрещен самостоятельный выбор таких нюансов. Причины разные:

  1. Родителям все равно, что происходит с их ребенком.
  2. Родители сознательно позволяют ребенку пробовать все (в рамках разумного, разумеется).

Но таких родителей очень мало. Чаще всего родители за ребенка решают, что он должен выбрать. Причем личностные особенности ребенка во внимание не берут. У меня уже есть примеры того, как ребенок, у которого талант к работе с детьми, учится на экономическом факультете в институте. Человек с огромным удовольствием бежит в школу, чтобы готовить школьную сборную по КВН, но с великой неохотой идет в институт. Родители решили, что экономист — это востребованная специальность, там есть деньги, надо учиться.

Я, конечно, понимаю, что все нормальные родители «хотят как лучше», «лучше знают», все делают для своих детей «из благих намерений», но давайте вспомним: куда выложена дорога из благих намерений? Вы ЭТОГО хотите для своих детей? Давайте называть вещи своими именами! Когда родитель «знает как лучше», это может означать два варианта причин такого поведения, хотя оба варианта являются взаимодополняющими качествами:

  1. Вы авторитарны и любите, чтобы вам подчинялись.
  2. Вы реализуете СВОИ амбиции через своих детей.

В любом случае, вы вряд ли перед тем, как предложить ребенку данную профессию, тщательно проанализировали рынок труда и захотели изучить способности своего ребенка. И уж совсем маловероятно, что вы научили своего ребенка анализировать и делать выбор самостоятельно.

Многие родители могут мне возразить, что современные дети сами не знают, чего хотят. Я даже усугублю эту проблему: считается, что многие люди могут сделать более-менее осознанный профессиональный выбор примерно в возрасте 25 лет. Исключения есть в любом правиле, но мы говорим про большинство.

Но это не значит, что учить делать выбор не стоит, или не стоит учитывать особенности своего ребенка. Мы же, нормальные родители, хотим, чтобы наши дети стали успешными, правда? Так, может, стоит научить их быть самостоятельными и уметь выбирать? Направляя в нужное русло, не выставляя жестких условий.

Этот путь очень тяжелый, но очень благодарный для всех его участников. 

Удачи вам!

Школа жизни