Чтобы поставить удачный спектакль, режиссеру нужно уметь чувствовать автора. Если между двумя творцами — драматургом и театральным режиссером — на тонком уровне установилась связь, это ощущают и актеры, и, в конечном итоге, зрители. На мой взгляд, именно в умении «чувствовать автора» и заключается одна из базовых составляющих мистической притягательности спектаклей Сергея Федотова. И это не только популярный ныне ирландец МакДонах. Это Гоголь, Чехов, Булгаков… — список русских классиков можно продолжать. А после великолепной постановки «На дне» и последующей за ним «Вассы» в этот ряд просто невозможно не поставить М. Горького.
Вчерашняя премьера нового спектакля Сергея Федотова «Мещане» по Горькому прошла практически при пустом зале — и такое, наверное, в истории популярнейшего у зрителей Пермского театра «У Моста» случилось впервые. Но дело не в отсутствии интереса у современной публики к Максиму Горькому — из-за действующего в Перми и в России режима самоизоляции играть для зрителей театрам пока запрещено. Но, как известно, нет безвыходных ситуаций — есть безынициативные люди. А уж в умении искать оригинальные решения в самых сложных ситуациях «умостовцам» и их художественному руководителю Сергею Федотову никак не откажешь! В итоге премьера не только состоялась — она стала доступна в режиме онлайн абсолютно всем желающим, причем совершенно бесплатно!
Итак, Горький. Зрители постарше еще со школьной скамьи знают его произведения как классические образцы литературы зарождающегося соцреализма: мрачные персонажи мещан, символизирующие загнивающее старое время, идейные новые герои из рабочей среды, яркие общественно-политические линии в сюжетах, явные революционные призывы к борьбе за светлое будущее, которое уже близко и вот-вот нагрянет. Возьмите любой советский учебник по литературе этого периода — там про Горького все объяснено предельно просто и понятно.
Однако современные зрители, особенно те, что помоложе, в торжество победы революционных идей пролетариата уже не верят. История нас кое-чему все же научила. Жизнь — она гораздо сложнее, и в шаблонные стереотипы школьного учебника советских времен не укладывается. Так был ли Горький?
Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно посмотреть Горького в постановке Сергея Федотова. Оказывается, Горький не только был талантливейшим писателем своего времени, он и сейчас остается весьма актуальным. И речь вовсе не о призывах к революции.
В спектакле «Мещане» режиссер, как всегда, остается верен своему принципу «ставить классика — как у классика», то есть Горький в постановке Сергея Федотова максимально приближен к первоначальному авторскому замыслу. И перед зрителем оказывается не скучная идеологическая зарисовка из прошлого, а щемящая душу пронзительная история краха человеческих отношений внутри одной отдельно взятой семьи. И хотя горьковские герои жили более ста лет назад (пьеса написана в 1901 г.), все они удивительным образом похожи на нас сегодняшних, потому что испытывают те же чувства, стоят перед похожими жизненными выборами и, в конечном итоге, стремятся к простому человеческому счастью — в первую очередь для себя и своих близких, а не для абстрактного «всего человечества». Сколько тысячелетий уже существуют люди, но человеческая природа остается практически неизменной, меняются только внешние исторические декорации.
Вот горьковский «положительный герой» Нил: простой рабочий парень, улыбчивый оптимист, человек дела — вполне узнаваемый типаж. За таким любая девушка почувствует себя «как за каменной спиной». Не удивительно, что на сердце такого перспективного жениха претендуют сразу две дамы. В итоге счастливая избранница Нила Поля буквально порхает по сцене вне себя от восторга, а отвергнутая им Татьяна едва ли не кончает жизнь самоубийством. И если в начале ХХ века такой парень, вполне возможно, вскоре и пошел бы делать революцию, то в наши дни он, наверное, предпочел бы стать предпринимателем и преуспеть в том деле, которое ему больше по душе. Другой персонаж — Петр, недоучившийся студент, постоянно недовольный своей судьбой, он вечно жалуется и разглагольствует о своей скучной жизни. Но — ничего не делает для того, чтобы эту свою жизнь изменить. Знакомо? Вполне! Похожа на Петра и его сестра Татьяна, 28-летняя учительница, потерявшая не только надежду выйти замуж, но и вкус к жизни вообще. Ее противоположность Елена, квартирантка Бессеменовых — молодая вдова, энергичная, веселая, любящая шумные компании красавица, при этом она умная, чуткая женщина. Певчий Тетерев, нахлебник Бессеменовых — колоритный доморощенный философ, не расстающийся с бутылкой. И в каждом последующем герое Горького мы видим абсолютно реального, а вовсе не шаблонного человека — с его сильными и слабыми сторонами, с достоинствами и недостатками, переживающего, сомневающегося, ищущего себя или же полностью разочаровавшегося в жизни. В пьесе Горького достаточно много различных персонажей, и каждый из них, даже самый незначительный, стараниями актеров театра «У Моста» превращен в отдельный микрокосмос, самобытный и красочный, за которым любопытно наблюдать, который интересно разглядывать.
Отдельного внимания заслуживает мещанин Бессеменов — хозяин дома, в мрачных стенах которого и разворачивается действие пьесы. Перед нами снова живой человек, вызывающий по мере развития сюжета то неприятие, то жалость, то гнев, то сочувствие. Он живет по традиционному мещанскому укладу жизни, где все ставится во главу угла ради достатка. И этим «все» в конечном итоге оказываются не только теплые взаимоотношения в семье, но и сама возможность счастья для родных детей Бессеменова — Петра и Татьяны. Стоит ли мнимое внешнее благосостояние семьи такой цены? Наверное, нет. И сам Бессеменов это тоже понимает, и сам страдает от этого, но … продолжает давить на своих взрослых детей, вынуждая их выбирать лишь из двух путей: взбунтоваться и уйти из родного дома или остаться и покорно страдать дальше.
Атмосфера, царящая в семье Бессеменовых — это не просто скучно. Это страшно. Не случайно Елена, вдова смотрителя тюрьмы, произносит такие слова: «Когда я жила в тюрьме, там было лучше, веселее…»
Спектакль «Мещане» длился три часа, постепенно погружая зрителя все глубже и глубже в сложный мир непростых человеческих отношений. Словно некая энергетическая воронка, которая незаметно затягивает все дальше, вынуждая задерживать дыхание и полностью сосредотачиваться на происходящем перед тобой действии. И когда в финале возвращаешься в реальность и выныриваешь обратно на поверхность, то необходимо еще некоторое время, чтобы прийти в себя и ответить самому себе на вопрос — а не про меня ли это было? Не про мою ли жизнь, на том или ином ее этапе?..
Подготовив такой психологически сложный спектакль в условиях самоизоляции и представив его премьеру зрителям в режиме онлайн, режиссер Сергей Федотов и творческий коллектив Пермского театра «У Моста» в очередной раз доказали, что для настоящего искусства границ не существует.