Возьмите афишу любого более-менее значимого театра, и наверняка в репертуаре вы увидите спектакли по произведениям великих русских классиков. Гоголь, Островский, Чехов не сходят со сцен российских театров, и это замечательно. Театральных и кинематографических постановок «Ревизора», «Грозы» и «Чайки» существует столько, что перечислить их все не сможет, наверное, ни один самый дотошный искусствовед.

Однако популярность литературного произведения — палка о двух концах. Любому режиссеру хочется, чтобы его спектакль понравился и зрителям, и театральным критикам. А если речь идет о всем известном классическом сюжете, в постановках которого в свое время ведущие роли исполняли величайшие актеры российской и мировой сцены? Под силу ли сегодняшнему провинциальному театру создать что-то подобное? Ну правда, чем можно удивить современную публику, повидавшую уже всякое? И вот нам предлагают постмодернизм, театр абсурда и всевозможные современные интерпретации классических сюжетов.

Один мой давний и хороший знакомый, большой любитель театра, определил творчество современных театральных режиссеров так: «Не можешь ставить талантливо — ставь непонятно». И в большинстве случаев лично мне с ним сложно не согласиться. Тем более, когда есть с чем сравнивать!    

Пермский театр «У Моста» предлагает зрителю спектакли по Шекспиру, Гоголю, Салтыкову-Щедрину, Горькому. Главный режиссер театра Сергей Федотов уверен, что классику нужно ставить именно так, как ее задумывал автор, и играть в декорациях и костюмах соответствующей исторической эпохи. И редкий спектакль Сергея Федотова обходится без аншлага! Более того, театр «У Моста» снискал овации восхищенной публики практически во всех городах, где знаменитый пермский театр побывал на гастролях и фестивалях — такого зрители не видели уже давно!

11 и 12 декабря в театре «У Моста» состоялась премьера — спектакль «Гроза» по хрестоматийной пьесе А. Н. Островского. Как и ожидалось, режиссер Сергей Федотов предложил зрителям классическую версию драмы в лучших традициях русского психологического театра.   

Значительное внимание уделено воссозданию на сцене атмосферы провинциального русского города на берегу Волги. Фоном постоянно слышатся негромкие звуки, характерные для летнего времени в то или иное время суток: то пение птиц, то ночное стрекотание кузнечиков, то лай дворовых собак, то отдаленные раскаты грома. Когда начинается дождь, на сцене с крыши дома течет настоящая вода! Во время вечернего разговора на лавочке герои то и дело отмахиваются от комаров. Все происходящее настолько реально, что кажется, будто перед зрителями распахнулось невероятное окно в прошлое, и мы стали тайными свидетелями происходящих прямо здесь и сейчас событий.

В спектакле сохранены все герои, диалоги и события оригинальной пьесы. Дотошный зритель сумеет обнаружить небольшие «хулиганства» режиссера, например, превратившего полусумасшедшую барыню с лакеями в юродивую карлицу. Но такие мелкие отступления ничуть не нарушают стройности классического сюжета, а лишь добавляют в спектакль некую «изюминку», заставляя зрителя то вздрогнуть от неожиданности, то лишний раз улыбнуться.  

Хочется отметить более чем удачный подбор актеров на главные роли. Молодых героев играют действительно молодые актеры! Это прежде всего трогательная и необычайно светлая Анастасия Леднева в роли Катерины и интеллигентный, хорошо приметный на фоне простых местных парней Вильдан Валиев в роли Бориса. Порадовала задорная и жизнерадостная пара Варвара (Алена Войтенко) — Ваня Кудряш (Андрей Кириченко). Прекрасно сыграл своего героя Дмитрий Мурзаев: его Тихон — живой и добрый, искренне любящий свою жену, но слабый и безвольный, спивающийся от безысходности под колоссальным давлением матери, методично унижающей его мужское самолюбие. Сама же Кабаниха в исполнении Марины Шиловой просто шикарна: это как раз тот тип русской женщины, которая и коня на скаку остановит, и мужа собственного в могилу сведет. Она ничуть не боится даже вдребезги пьяного и совершенно неуправляемого купца Дикого (актер Александр Шаманов), который в разговоре с ней постепенно делается вменяемым и покладистым и даже, кажется, готов излить ей свою душу. Нет злых людей — есть люди несчастливые, и эта истина оказывается где-то совсем рядом даже с главными представителями «темного царства»…

Красиво и драматично срежиссирован последний «полет» Катерины — ее падение с обрыва в реку, когда героиня на миг словно действительно превращается в парящую птицу, раскинувшую руки-крылья. Отчаяние и безысходность Тихона, рыдающего над телом молодой жены, разрывают душу…

Трагедия молодых людей, современников Островского, оказывается совершенно близка и понятна современному зрителю. Страстное стремление Катерины к женскому счастью, в котором не будет места неискренности и обману. Внутреннее самоистязание Тихона, который не видит для себя иного выхода из-под давления властной матери, кроме как пойти и напиться. Неумение что-либо предпринять ради спасения любимой женщины образованного, возвышенного в устремлениях, но не готового на реальные поступки Бориса. В конце концов, неспособность молодежи объединить свои усилия, чтобы хоть как-то изменить власть калечащего их жизни «темного царства». Времена меняются, развивается технический прогресс, но проблемы у людей — все те же!

Спектакль Сергея Федотова «Гроза» был с восторгом принят зрителями, долго не отпускавшими актеров со сцены бурными аплодисментами. Режиссер в очередной раз продемонстрировал свой талант великолепной постановкой русской классической пьесы. А для зрителей, уставших от «непонятных» модных интерпретаций классики, «Гроза» в театре «У Моста» стала настоящим лучом света в темном царстве.