Одиночество: жизнь не удалась?..

Автор: Светлана Иванова, психолог

Одиночество — это когда человек остается наедине с собой, и эта компания ему не очень нравится.

Афоризм

В одной из предыдущих статей я говорила о найденной мной «формуле счастья», которую можно использовать и в консультировании, и для самодиагностики. Сразу хочу пояснить, что счастье, в данном контексте, рассматривается не как сиюминутная реакция психики на положительное событие, а как общая удовлетворенность своей жизнью в целом. Напомню, что по данной формуле человек может считать себя счастливым (удовлетворенным своей жизнью), когда у него осуществились четыре вида самореализации:

  1. Как представитель пола (отношения М-Ж).
  2. Как представитель социума (наличие друзей).
  3. Как представитель родительства (передача своего опыта кому-либо).
  4. Как представитель профессии (успешная карьера или интересная работа).

Понятно, что подвести «первый итог» своей удовлетворенности жизнью можно примерно лет в тридцать, когда (ориентировочно) в жизни человека это все уже может быть. Редактировать или улучшать все эти категории можно на протяжении всей своей жизни, было бы желание.

Мы все когда-нибудь задумываемся на тему: все ли нам нравится в нашей жизни? И если нет, то, что с этим делать? Самое серьезное самоисследование человек проводит в районе пятидесяти лет:

  1. Дети (чаще всего) уже выросли и остро в нас не нуждаются.
  2. В карьере (чаще всего) «нарисовывается» пенсия.
  3. Друзья/общение, если и есть, то уже не очень много.
  4. Отношения М-Ж (чаще всего) не отличаются романтичностью.

И если человек приходит к выводу, что жизнь, в общем и целом, не сложилась, то начинается целый воз проблем, причем не столько для самого человека, сколько для его близкого окружения. Например, не сложились отношения М-Ж — значит, надо контролировать отношения своих детей, т. е. давать советы, рекомендации, как это должно быть правильно. Причем желание детей не учитывается. Если не реализовано родительство, то, скорее всего, будут баловать внуков, мешая процессу воспитания со стороны их родителей, либо будут «воспитывать» родителей, причем чаще всего в присутствии их детей, уничтожая авторитет родителей, но возвышая свою значимость. Если нет реализации в профессиональной сфере, то будут «стимулировать» детей сделать «правильный» выбор в жизни. А стимулирование, чаще всего, будет проходить либо через собственные нереализованные мечты, либо через давление типа «я лучше знаю, я жизнь прожил/а», «поверь мне, я лучше знаю, что тебе надо» и т. п. Понятно, что мнение, интересы и особенности детей в расчет не берутся. Если нет реализации в общении, то возникает желание находиться рядом с теми, кого уже знаешь, т. е. с детьми. Дальше следует любая из вышеперечисленных схем.

Я понимаю, что намеренно «сгустила краски». Я сразу хочу оговориться, что варианты возможны, и что коррекцию своей жизни можно проводить на любом ее этапе. В своей статье я постаралась дать внятное, как мне кажется, объяснение, что у каждого поступка есть какая-то причина, важно ее понять. Если мы понимаем/осознаем причину своих поступков/действий, то можем их исправить, если же нет, то мы начинаем злиться или на себя, или на того человека, который совершает непонятные нам поступки.

Я — за жизнь без деструктивной злости. Учитесь понимать, а не злиться, тогда вы сможете влиять на свою жизнь положительно. 

Удачи вам!