Красота, не спасшая мир

Автор: Ирина Малютина
Фото: Евгений Тернавский

 Под занавес 33-го театрального сезона Пермский театр «У Моста» порадовал зрителей новой мистической постановкой. 28 мая на сцене театра состоялся премьерный показ рок-баллады «Портрет Дориана Грея», режиссер-постановщик — Алла Чепинога. Это московский режиссер, которого пермские зрители уже хорошо знают по музыкальным спектаклям «Гранатовый браслет», «Женихи» и «Пиковая дама». Музыку к спектаклю написала Екатерина Иванова-Блинова, художник — Сергей Федотов.

 Знаменитый сюжет Оскара Уайльда известен, пожалуй, каждому. Создатели спектакля интерпретируют его по-своему, превращая роман в музыкально-драматическое произведение, но при этом они очень бережно относятся к первоисточнику, максимально сохраняя авторские диалоги и основные сюжетные линии, но и не затягивая спектакль.

На сцене — чопорный и элегантный Лондон викторианской эпохи, в котором за внешним высокопарным изяществом скрываются самые немыслимые пороки и алчные страсти. Два персонажа словно символизируют светлую и темную стороны этого мира — это честный и искренний ценитель прекрасного художник Бэзил (актер Валерий Митин) и ироничный циник лорд Генри (Илья Бабошин). Судьба сводит их с юным Дорианом Греем, обладающим поистине огромным потенциалом — молодостью, внешней красотой и недавно полученным в наследство богатством. И если Бэзил видит в красоте Дориана отражение его прекрасной души и жаждет запечатлеть ее на холсте, то для искусителя лорда Генри чистый сердцем Дориан — отличное поле для деятельности! Чья дружба для Дориана в итоге окажется предпочтительнее?    

 Здесь следует отметить великолепную игру актера Андрея Шебуняева, исполняющего роль Дориана Грея. Уже в самом начале спектакля его герой скрывает в себе какую-то едва заметную червоточинку: его внешнее обаяние и безупречность манер одновременно таят в себе и нечто дьявольское, темное. Ведь недаром в начале спектакля мы слышим историю его безрадостного и полного одиночества детства. Поэтому кажется вполне закономерным, что циничная философия прожигателя жизни лорда Генри, жаждущего приобщить Дориана к сомнительным удовольствиям бурной светской жизни, в итоге возобладала над возвышенными речами Бэзила, что и привело к необычайным мистическим последствиям.

Любопытно показана трансформация героев по прошествии семнадцати лет. Режиссер не прибегает к помощи грима, чтобы показать возрастные изменения внешности персонажей. Вместо этого каждый герой во втором действии выходит на сцену с тростью, меняя свою походку и манеру общения на нарочито старческую. В этом есть нечто иронично-театральное, однако именно такое режиссерское решение оказывается наиболее созвучным общей стилистике спектакля, ведь вся жизнь лондонской знати, по сути, и есть игра. И появление по-прежнему элегантного и статного Дориана Грея на фоне шамкающего и шаркающего окружения выглядит особенно ярким и вызывающим: мы видим, что главный герой не изменился внешне, но он стал совсем иным внутренне.    

 Обратная сторона претенциозной лондонской жизни показана с спектакле с размахом: здесь будут и гейши, и бездарные актеры, и уличный проповедник, и даже Лама-астролог, предсказывающий будущее. Эту небольшую роль весьма колоритно исполнил неподражаемый Сергей Мельников, который настолько органично попал в образ и внутренне, и внешне, что его выход на сцену на поклон после спектакля вызвал небывалый шквал оваций у зрителей.     

Финальная сцена своеобразного поединка Дориана со своим портретом тоже обошлась без каких-то особых спецэффектов: Дориан полосует ножом изображение на холсте, но взамен этого кровью покрывается его собственное лицо. В итоге он умирает, а зрителям вскоре будет представлен ничуть не изменившийся, по-прежнему прекрасный портрет красивого молодого человека.

Спектакль «Портрет Дориана Грея» Аллы Чепинога на сцене театра «У Моста» стал очередным удачным итогом сотрудничества московского режиссера и пермской труппы. В этой новой музыкальной постановке соблюдены все основные традиции театра «У Моста»: бережное отношение к классике и изображаемой эпохе, присутствие мистики, и самое главное — спектакль очень понравился зрителям!             

Новости культурной жизни