7
октября на сцене пермского театра «У
Моста» состоялась премьера романтической
комедии «Сирано де Бержерак» по пьесе
Эдмона Ростана. Выход новой постановки
Сергея Федотова был приурочен к 35-летию
со дня основания театра — именно в этот
день театр «У Моста» отметил свой юбилей.
Премьера стала своеобразным подарком
всем поклонникам этого театра.
Пьеса
Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак»,
написанная в 1897 году, является классикой
французской и мировой драматургии, а
имя ее главного персонажа давно стало
нарицательным. В основе пьесы лежит
обросшая всевозможными мифами и легендами
судьба реального драматурга, поэта и
философа ХVII века, служившего
в королевской гвардии. Согласно легендам,
исторический Сирано де Бержерак обладал
не только необычайной остротой мысли
и шпаги, но и огромным уродливым носом.
Этот факт прочно закрепился за литературным
образом Сирано де Бержерака и стал его
неотъемлемой частью, во многом определив
характер и поступки персонажа.
Для знатоков и ценителей театра одной из главных интриг предстоящей премьеры стала загадка — кого из актеров театра «У Моста» выберет режиссер на столь яркую и харизматичную роль? Во Франции, к примеру, в одной из театральных постановок Сирано де Бержерака играл великолепный Жан-Поль Бельмондо, а в наиболее известной кинематографической версии пьесы этого героя на экране воплотил колоритный Жерар Депардье. Но Сергей Федотов, как всегда, сломал все стереотипы, доверив роль уродливого внешне персонажа молодому и весьма симпатичному актеру Артему Пицыку.
Артем Пицык не новичок в театре «У Моста». Обладая яркой и необычной внешностью, он сразу же запомнился по нескольким второстепенным ролям и стал узнаваем зрителями. И вот наконец этот, на мой взгляд, весьма многообещающий актер получил свою первую большую главную роль в спектакле «Сирано де Бержерак». Для этого образа актеру пришлось немного изменить внешность при помощи накладного увеличенного носа, что, впрочем, отнюдь не превратило его в урода. Однако идея оказалась удачной, и образ персонажа вполне сложился с очевидным режиссерским замыслом: внешнее безобразие Сирано слишком преувеличено безжалостной молвой! Беда в том, что он сам безоговорочно верит в свое уродство, и эта искренняя вера определяет его отношение к окружающим, в том числе и к прекрасной даме Роксане: Красавица не может полюбить Чудовище!
Актерскую работу Артема Пицыка в роли Сирано я бы назвала очень удачной: его герой с первой же секунды своего эффектного появления постоянно удерживал на себе все внимание зрительного зала. В образе Сирано актером мастерски отражена причудливая смесь безудержной смелости и отваги с трогательной душевной чувствительностью и безнадежной тоской по несбыточной любви. По мере развития действия и раскрытия образа персонажа, зритель все больше симпатизирует ему и поневоле начинает ощущать весь трагизм столь низкой самооценки Сирано, приведшей его к добровольному отказу от борьбы за свое личное счастье с прекрасной возлюбленной. Пожалуй, есть в этом образе даже что-то от другого хрестоматийного персонажа мировой классической литературы — «идиота» князя Мышкина…
Среди других особенно удачных актерских работ хочется отметить Анастасию Ледневу в роли Роксаны и Илью Бабошина в весьма необычном образе вельможи графа де Гиша. Вообще в этой зрелищной костюмной постановке в духе мушкетерских романов Александра Дюма многие актеры театра «У Моста» предстают в самых невообразимых амплуа, и наблюдать за их перевоплощением на сцене — одно удовольствие.
Режиссер Сергей Федотов определил жанр своей постановки как романтическую комедию, и в ней действительно много юмора. Однако за внешней легкой приключенческой фабулой таится немало глубоких философских подтекстов: об истинном благородстве, о чести, о настоящей бескорыстной любви и о самопожертвовании ради самого дорогого человека.
Впрочем, ответ на главный вопрос этой изящной романтической истории — что более достойно любви в человеке, внешняя красота или красота души? — совершенно очевиден. Только к ответу в процессе просмотра спектакля зритель приходит не разумом, а собственным сердцем, которое, как известно, никогда не обманывает.