26 октября в пермском театре кукол «Туки-Луки» был показан новый спектакль «Эмигранты», адресованный взрослой аудитории. Это комедия по пьесе польского писателя Славомира Мрожека в постановке режиссера театра Ярослава Колчанова. Любопытно, что премьера спектакля «Эмигранты» состоялась в театре «Туки-Луки» еще в июне этого года, однако все билеты были раскуплены настолько быстро, что премьерный показ даже не поставили в основные афиши. И вот теперь «Эмигранты» наконец стали доступны широкому зрителю.

 Премьера — это всегда событие, вызывающее повышенный интерес у ценителей искусства. В случае с «Эмигрантами» интрига усилилась еще и тем, что одну из главных ролей в спектакле исполнил приглашенный актер драматического «Театра-Театра» Сергей Семериков. Его партнером по спектаклю стал актер театра «Туки-Луки» Ярослав Колчанов.

«Эмигранты» — пьеса для двух персонажей. Это два совершенно разных человека, волею обстоятельств вынужденных жить в одной комнате. У них нет традиционных имен, автор называет их схематично: АА и ХХ. Оба они — эмигранты. Автор не акцентирует внимание на исторических реалиях происходящего, мы не услышим со сцены названия стран, откуда уехали наши герои и где они находятся сейчас. Это не столь уж важно. Гораздо важнее другое — они не беженцы, а ЭМИГРАНТЫ, т. е. их решение покинуть родину было не вынужденным, а взвешенным и осознанным, это был их собственный ВЫБОР.    

 На первый взгляд, АА и ХХ — полнейшие интиподы, что проявляется даже внешне. Меланхоличный АА высокий, стройный, в стареньком, но все же стильном пиджаке с намеком на былую элегантность. В прошлом, весьма вероятно, АА был успешным сердцеедом с амплуа романтического героя-любовника, этакий непонятый всеми трагический принц Гамлет. Вот и сейчас он красиво распростерся на убогой железной кровати с томиком Станиславского. Его жест, которым он протягивает товарищу пачку сигарет, полон скрытого трагизма и надменной иронии — увы, он вынужден терпеть общество такого ничтожества, как ХХ, да еще и угощать его своими сигаретами!

А вот позитивный и непосредственный ХХ, напротив, весьма доволен жизнью, его ничуть не смущают собственные дырявые носки и отсутствие денег на нормальную еду. Маленький, кругленький, неказистый, он однако исполнен искреннего оптимизма и с видимым удовольствием рассказывает товарищу о своих недавних интимных приключениях на вокзале. Все это он, конечно, выдумал, ибо одного взгляда на ХХ достаточно, чтобы понять, что соблазнитель из него никакой. Но почему бы ему не пофантазировать о любовном романе с прекрасной незнакомкой? Кому от этого станет хуже?  

 Два персонажа в поисках смысла жизни — так, пожалуй, можно кратко описать действие всего спектакля. Два диаметрально разных, но одновременно и абсолютно схожих одиноких человека. Разве такое возможно? Да, и спектакль «Эмигранты» нам это прекрасно демонстрирует. Два героя на сцене рассуждают, спорят, ссорятся, и зрители просто не в силах оставаться равнодушными, потому что едва ли не каждая реплика на сцене задевает ту или иную струну живой человеческой души, заставляя ее откликаться так или иначе, «примеряя» на собственную судьбу. И на чьей же стороне окажутся в итоге зрительские симпатии?

Изначально «расстановка фигур» на сцене кажется простой и ясной. Благородный и гордо страдающий в одиночестве обаятельный герой Ярослава Колчанова против смешного и неказистого персонажа Сергея Семерикова в дырявых носках, так и пышущего приземленными плотскими фантазиями и с аппетитом поглощающего любую еду, вплоть до консервов для собак? Не смешите — выбор очевиден! Однако по мере развития действия мы узнаем наших героев все ближе и ближе, и акценты начинают незаметно смещаться.

 Так кто же в большей степени достоин уважения? Тот, кто дважды развелся, не заведя ни в одном из браков детей, и в итоге оказался никому не нужным человеком, которому никто не пишет? Или тот, кто работает в поте лица, откладывая каждую монетку, чтобы накопить денег на новый каменный дом для любимой жены и детей, которые с нетерпением ждут главу семейства на далекой родине? Что лучше — привезти с заработков подарки всем родным и устроить пир для всей деревни, или написать одну умную книгу о смысле жизни? Что, в конце концов, разумней — жить возвышенными мечтами о спасении человечества, лежа на кровати в убогой попуподвальной дыре где-то на чужбине, или много работать и искренне наслаждаться всеми теми маленькими радостями, что даны тебе жизнью здесь и сейчас?

Кто из них двоих герой, а кто неудачник? Похоже, ответ на этот вопрос в глубине души стремится найти для себя и АА, и ХХ. Да только найти его не так-то просто! Отсюда их бесконечные словесные пикировки и перепалки. Щемящую нотку всем этим словесным излияниям придает тоска героев по утраченной родине и одновременное осознание ими собственной ненужности здесь, на чужой земле. Вместе тесно, а врозь скучно!

В полном соответствии с этой поговоркой наши герои и живут, одновременно и нуждаясь друг в друге, и тяготясь вынужденным соседством. Когда на столе появляется бутылка коньяка, страсти начинают разгораться не на шутку, пропорционально количеству выпитого. Обида и сострадание, симпатия и ненависть, щедрость и зависть — все смешалось в доме АА и ХХ. Тут и до беды недалеко!

Спектакль «Эмигранты» — все же комедия. И хотя в финале не будет традиционного однозначного хэппи-энда, авторы четко дают понять: пока жизнь продолжается — возможно все!