Автор: Светлана Иванова, психолог

В коллективе как себя подашь, так тебя и съедят.

Афоризм

Была у меня клиентка, которая пришла «не совсем по моему профилю». Суть ее обращения звучала так: пришла в новый коллектив, и получила «очень холодный прием». Естественно, что этот факт не очень устраивал мою клиентку, потому что она собиралась работать в данной организации «долго и счастливо». Что же делать в таком случае?

Вам очень сильно повезло, если вы пришли в хорошую стабильную компанию, где есть хорошие «персональщики», которые понимают, что адаптация в новом коллективе — это сложный процесс для всех. Поэтому в таких компаниях есть специальные люди, которые помогают адаптации новичков. А если вам не повезло? Тогда адаптация — это сугубо ваша проблема.

Для начала нужно вспомнить русскую народную мудрость: в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Затем поймите, что для адаптации нужно время, обычно неделя, и разрешите себе это время. Я сейчас не предлагаю целую неделю «валять дурака» или заниматься только изучением необходимой документации. Эту неделю стоит использовать для того, чтобы изучить тот «устав», который принят на этой территории.

Что я имею в виду под понятием «устав»? Здесь предполагается изучить схему внутренних взаимоотношений между сотрудниками: кто и что делает, кто за что отвечает, к кому и по каким вопросам обращаться, где и как обедают, сколько «перекуров» за рабочий день предусмотрено и т. д. Также следует понять особенности рабочих процессов, т. е. схемы взаимодействия с клиентами и с руководством. Все это узнается в течение первой недели работы в новой организации путем элементарного задавания вопросов новым коллегам.

Допускаю, некоторые люди могут сказать: задавать много вопросов — это показывать свою бестолковость. НЕТ! Задавать вопросы — это показывать свою заинтересованность! А чтобы не показаться глупым и ничего не понимающим человеком, учитесь правильно формулировать свои вопросы. Например: «На предыдущей моей работе в данной ситуации было принято делать так, а как это принято у вас?» В таком случае вы будете выглядеть не только умным, потому что сообщаете о предыдущем опыте, но и вполне лояльным к данной кампании, потому что интересуетесь местными правилами, а также проявляете уважение к отдельному человеку, задавая вопрос ему. А если вы будете периодически задавать вопросы всем коллегам, с которыми вам приходится сталкиваться по работе, то этот «имидж» сложится в голове у всех сотрудников. Главное не перестараться и помнить, что на начальную адаптацию дается только неделя, иначе вы действительно будете выглядеть глупым и навязчивым.

Предлагая такой способ вливания в новый коллектив, я понимаю, что он может казаться малоубедительным, потому что все выглядит слишком просто. Но это далеко не так. Здесь задействовано сразу четыре техники из бизнес-технологий, например SMART-технология: на адаптацию дается неделя, и за этот период нужно создать свой имидж заинтересованного в компании сотрудника. Остальные техники, если хотите, можете отследить сами. Мне же остается только процитировать известный афоризм: «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». 

Удачи вам!