Автор: Светлана Иванова, психолог

В наше время всем приходится нелегко. Подростки живут в мире, который терроризируют экстремисты; 

взрослые живут в мире, который терроризируют подростки.

Роберт Орбен


Так получилось, что на сегодняшний день я стала теснее общаться с учениками 6-го класса (12-14 лет) и 10 — 11-х классов (15-17 лет), т. е. с подростками. Знаете, что меня порадовало? Желание и, главное, умение детей рассуждать по-взрослому. Например, шестиклассники очень логично объяснили, что если человек при взаимодействии с другим человеком предпочитает только давление, то в ответ он получит ненависть и желание сопротивляться. Ничего не напоминает? Этот вопрос был задан тем родителям, которые предпочитают диктовать правила совместного проживания своим детям. Разумеется, из благих соображений — уберечь от ошибок, например.

В 10 — 11-х классах ученики спокойно рассуждают на тему: где, у кого и по какой причине они предпочитают получать знания о жизни. На первом месте, как источник знаний, рассматриваются друзья, хотя ребята понимают, что у друзей так же мало опыта, как и у них самих. Интереснее было бы получить информацию от взрослых, которые уже пережили этот опыт, но…. Знаете, почему друзья? Потому что взрослые в большинстве случаев либо ограничиваются отговорками типа «все будет хорошо, нужно только подождать», либо сразу устраивают «вынос мозга», т. е. включают контроль: «А почему тебя интересует эта тема? Ты уже что-то пробовал?!» И т. д.

Я сейчас не стараюсь всех родителей «зачесать одной расческой», нет. Есть много умных и понимающих родителей, есть просто сильно уставшие. Я сама родитель. И тоже далека от идеала. Но при общении со своими детьми и с их друзьями я вывела для себя три простые правила:

1. Детям в любом возрасте хочется делиться с родителями своими успехами-неуспехами, но они хотят понимания ИХ ситуации, а не очередной нотации или очередного «я занят, устал, в другой раз…» Детям важно знать, что вы на их стороне, а не против них.

2. Дети не всегда понимают, за что их наказали или в чем-то ограничили. Объясняйте свои поступки и свои требования, но не через «потому что я так сказал», а через «потому что я переживаю/волнуюсь».

3. Детям нравится гордиться родителями, тем, что они лучшие и особенные. Им очень нравится, когда их сверстники говорят: у тебя суперские родаки! В данном случае это не оскорбление, а похвала. Вы думаете: для чего ваши дети таскают друзей к вам домой? Правильно, чтобы чем-то похвастаться. Так почему бы не «суперскими родаками»? Им это так важно!

Я понимаю, что мы все взрослые, много знаем, много испытали и очень хотим уберечь своих детей от ошибок. Отсюда появляется желание «давить авторитетом». Но перечитайте слова шестиклассников о том, что вы получаете, если давите. Вы действительно ЭТОГО хотите? Некоторые ошибки детям нужно позволить совершить, но только некоторые. Постарайтесь держать себя в руках, объясняя ребенку, что если он получил «пару» по географии, то вы на него не сердитесь, но требуете, чтобы до конца недели это недоразумение было исправлено. А если не исправит, вы имеете полное право применить санкции.

Хотите взаимопонимания — создайте между вами зону доверия. И тогда даже самый злостный подросток-террорист поймет, что выгоднее жить мирно. 

Удачи вам!