Игра в демократию
Автор: Светлана Иванова, психолог
Если бы только родители могли себе представить, как они надоедают своим детям!
Джордж Бернард Шоу
Сегодня моя статья посвящается замечательному событию — окончанию школы! И всем вытекающим отсюда мероприятиям, таким как Последний звонок и Выпускной. Не ждите от меня советов из серии, где и как лучше их отметить. Обычно этот вопрос решается коллегиально на родительском собрании. Я хочу поговорить об этих событиях немного в другом ключе.
Начнем издалека. Вспомните свой «последний звонок» и свой «выпускной». Вам было весело? Вам все понравилось? Вам хотелось бы, чтобы эти события прошли для вас как-то иначе? Чаще всего в этом случае звучит ответ «да». Давайте порассуждаем на тему: а почему чаще «да»?
Я понимаю, что Последний звонок — это мероприятие, символизирующее подведение неких итогов, т. е. это акт завершения школьной (детской) жизни. Оно имеет свои традиции, свои условности, здесь пафос и торжественность вполне уместны. Последний звонок проводится не столько для детей, сколько для учителей и родителей. Детям потом экзамены сдавать! Им не обязательно знать и понимать, что сдача ОГЭ/ЕГЭ — это нервный процесс не только для них, но и для учителей, и для родителей.
Но вот Выпускной…
Это мероприятие условно делится на две части:
- Вручение аттестата.
- Тусовка/празднование самих детей.
Понятно, что вручение аттестатов — это тоже традиционное мероприятие, которое подразумевает следование неким традициям и проводится торжественно. Оно из того же разряда: для учителей и родителей. Но вот вторая, НЕ торжественная часть — она же для детей! И именно в этой части бывает наибольшее количество непониманий из серии «отцы и дети».
Я понимаю, что аргумент «кто платит, тот и музыку заказывает», никто не отменял. Но давайте честно — именно этот аргумент является одним из инструментов жесткого давления. А давим мы когда? Правильно: когда не доверяем, тогда и давим. Именно на эту, неторжественную часть, накладывается максимальное количество ограничений и запретов, которые так сильно раздражают детей, а они, из вредности, начинают бесить родителей.
Механизм «давление = сопротивление» никто не отменял. Просто сопротивление бывает разным. Кто-то агрессивно сопротивляется (крик, драка и т. п.). Кто-то сопротивляется втихую, т. е. «промолчу, но сделаю по-своему». Если по сути, то просто врет. Разве это улучшает отношения? Или оставляет приятный шлейф-воспоминание от праздника? Может быть, вам интересен результат в виде сопротивления? Думаю, вы везде ответите «нет». Но еще раз повторю: в основе лежит ваше недоверие! Понятно, что за пять минут полностью доверять не начнешь, да и не надо. Но можно начать работать в этом направлении.
Я хочу снова вернуться к тому, что неторжественная часть Выпускного — это праздник для детей. Для начала было бы замечательно, если вы будете учитывать пожелания детей в его проведении. А еще я предлагаю иначе взглянуть на само событие. Воспринимайте Выпускной не как место, где все обязательно должны напиться и вытворять что попало. Можно, например, принять это событие как некую инициацию, переход во взрослую жизнь. Можно и нужно об этом поговорить с вашим ребенком. Но разговор строить не с позиции «все запрещаю», а с позиции «я тебе доверяю». При этом постарайтесь избежать формулировок типа «я знаю, что на Выпускном все напиваются». Не накидывайте человеку бизнес-идеи. Говорите только о том, что ожидаете от СВОЕГО ребенка, объясняйте, почему ваши ожидания такие. Но именно ожидания. Постарайтесь выйти на диалог, чтобы и ребенок мог аргументировать свои хотелки. Договоритесь с ним о взаимных ожиданиях. Вы же хотите, чтобы ваш ребенок стал взрослым, т. е. ответственным — так почему бы не использовать для этого Выпускной, как начало перехода? И для вас, и для него.
Доверие — это сложное чувство. Быстро оно не создается. Но это не значит, что это невозможно.
Удачи вам!