Игра в демократию

Школьный выпускной: что он значит для родителей, а что — для выпускников? Разбирается психолог Светлана Иванова.

Игра в демократию

Автор: Светлана Иванова, психолог

Если бы только родители могли себе представить, как они надоедают своим детям!

Джордж Бернард Шоу

Сегодня моя статья посвящается замечательному событию — окончанию школы! И всем вытекающим отсюда мероприятиям, таким как Последний звонок и Выпускной. Не ждите от меня советов из серии, где и как лучше их отметить. Обычно этот вопрос решается коллегиально на родительском собрании. Я хочу поговорить об этих событиях немного в другом ключе.

Начнем издалека. Вспомните свой «последний звонок» и свой «выпускной». Вам было весело? Вам все понравилось? Вам хотелось бы, чтобы эти события прошли для вас как-то иначе? Чаще всего в этом случае звучит ответ «да». Давайте порассуждаем на тему: а почему чаще «да»?

Я понимаю, что Последний звонок — это мероприятие, символизирующее подведение неких итогов, т. е. это акт завершения школьной (детской) жизни. Оно имеет свои традиции, свои условности, здесь пафос и торжественность вполне уместны. Последний звонок проводится не столько для детей, сколько для учителей и родителей. Детям потом экзамены сдавать! Им не обязательно знать и понимать, что сдача ОГЭ/ЕГЭ — это нервный процесс не только для них, но и для учителей, и для родителей.

Но вот Выпускной…

Это мероприятие условно делится на две части:

  1. Вручение аттестата.
  2. Тусовка/празднование самих детей.

Понятно, что вручение аттестатов — это тоже традиционное мероприятие, которое подразумевает следование неким традициям и проводится торжественно. Оно из того же разряда: для учителей и родителей. Но вот вторая, НЕ торжественная часть — она же для детей! И именно в этой части бывает наибольшее количество непониманий из серии «отцы и дети».

Я понимаю, что аргумент «кто платит, тот и музыку заказывает», никто не отменял. Но давайте честно — именно этот аргумент является одним из инструментов жесткого давления. А давим мы когда? Правильно: когда не доверяем, тогда и давим. Именно на эту, неторжественную часть, накладывается максимальное количество ограничений и запретов, которые так сильно раздражают детей, а они, из вредности, начинают бесить родителей.

Механизм «давление = сопротивление» никто не отменял. Просто сопротивление бывает разным. Кто-то агрессивно сопротивляется (крик, драка и т. п.). Кто-то сопротивляется втихую, т. е. «промолчу, но сделаю по-своему». Если по сути, то просто врет. Разве это улучшает отношения? Или оставляет приятный шлейф-воспоминание от праздника? Может быть, вам интересен результат в виде сопротивления? Думаю, вы везде ответите «нет». Но еще раз повторю: в основе лежит ваше недоверие! Понятно, что за пять минут полностью доверять не начнешь, да и не надо. Но можно начать работать в этом направлении.

Я хочу снова вернуться к тому, что неторжественная часть Выпускного — это праздник для детей. Для начала было бы замечательно, если вы будете учитывать пожелания детей в его проведении. А еще я предлагаю иначе взглянуть на само событие. Воспринимайте Выпускной не как место, где все обязательно должны напиться и вытворять что попало. Можно, например, принять это событие как некую инициацию, переход во взрослую жизнь. Можно и нужно об этом поговорить с вашим ребенком. Но разговор строить не с позиции «все запрещаю», а с позиции «я тебе доверяю». При этом постарайтесь избежать формулировок типа «я знаю, что на Выпускном все напиваются». Не накидывайте человеку бизнес-идеи. Говорите только о том, что ожидаете от СВОЕГО ребенка, объясняйте, почему ваши ожидания такие. Но именно ожидания. Постарайтесь выйти на диалог, чтобы и ребенок мог аргументировать свои хотелки. Договоритесь с ним о взаимных ожиданиях. Вы же хотите, чтобы ваш ребенок стал взрослым, т. е. ответственным — так почему бы не использовать для этого Выпускной, как начало перехода? И для вас, и для него.

Доверие — это сложное чувство. Быстро оно не создается. Но это не значит, что это невозможно. 

Удачи вам!


Школа жизни

Игра в демократию. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Научите детей делать выбор

Почему родителям не нужно решать за ребенка, куда ему поступать и кем стать, объясняет психолог Светлана Иванова
Игра в демократию. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Почему проходят чувства?

Почему расстаются пары, прожившие вместе 15, даже 20 лет, казалось бы, счастливой семейной жизни? Почему в таких...
Игра в демократию. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Здравый эгоизм. Что это и зачем?

Здравый эгоизм необходим современному человеку — считает психолог Светлана Иванова и поясняет этот тезис в своей статье
Игра в демократию. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Доминируй! Властвуй! Унижай!..?

Можно ли добиться уважения и любви силой? Мнение психолога Светланы Ивановой
Игра в демократию. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Все есть, а счастья нет

Всегда ли внешнее благополучие семьи является синонимом счастливых отношений в браке? Психолог Светлана Иванова...
Игра в демократию. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Как выглядит любовь?

Легко ли вам проявлять свою любовь по отношению к близким? О механизме проявления любви, заложенном в нас природой,...
Игра в демократию. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Родители, что вы творите?

Как не испортить жизнь своим детям? Советы родителям дает психолог Светлана Иванова
Игра в демократию. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Хочу любви, но… не готова!

Чтобы начать новые качественные отношения, не всегда достаточно просто закончить старые. С чем необходимо...
Игра в демократию. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Секс вместо любви?

Иллюзии в любви: откуда они берутся и к чему приводят. Мнение психолога Светланы Ивановой
Игра в демократию. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

А как же радость, как же грусть?

К чему приводит эмоциональное выгорание? Рассуждает психолог Светлана Иванова
Игра в демократию. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Как правильно скандалисть

Психолог Светлана Иванова рассуждает о природе возникновения сильных человеческих эмоций и о том, почему опасно долго...
Игра в демократию. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Любовь надо заслужить…

Почему женщины своей любовью часто умудряются «испортить» любимых мужчин? Анализирует психолог Светлана Иванова
Игра в демократию. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Кому нужна «хорошая девочка»?

Почему привитый в детстве образ «хорошей девочки» часто ведет к неуспеху во взрослой жизни, рассуждает психолог...
Игра в демократию. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Как научиться отказывать?

Простая методика от практикующего психолога поможет вам научиться говорить «нет».
Игра в демократию. Журнал о самом особенном. Пермь. Россия. Мир

Кому нужны ваши жертвы?

О созависимых отношениях, когда один из партнеров является «жертвой», рассуждает психолог Светлана Иванова.