Говоря об истории СССР и о выдающихся достижениях технического прогресса советской страны, обычно в первую очередь вспоминают о покорении космоса и о полете Юрия Гагарина. Однако СССР всегда по праву мог гордиться и своим автопромом, и в первую очередь — отечественными грузовыми машинами. Уже в 30-х годах в СССР производились тысячи грузовиков, и заслуга этих машин в становлении молодой советской страны огромна!
С историей российского грузовика можно наглядно познакомиться в музее советских автомобилей «Ретро-Гараж». К сожалению, ограниченные площади не позволяют демонстрировать здесь настоящие грузовые автомобили, но целый зал отведен под экспозицию масштабных моделей советских авто. Представленные модели принадлежат пермскому коллекционеру Ярославу Глаголеву.
Преподаватель Пермского политехнического университета Ярослав Глаголев начал собирать свою коллекцию еще в детстве: самую первую модельку ему купила мама. На сегодняшний день его коллекция масштабных моделей насчитывает порядка 600 экземпляров. В музее «Ретро-Гараж» экспонируется лишь ее пятая часть, и в основном это грузовики. «Грузовик всея Руси» — так называет эту выставку сам коллекционер. О советских автомобилях Ярослав Глаголев знает практически все: он может подробно рассказать историю создания любой из представленных машин, поделиться удивительными историческими фактами и занимательными рассказами из жизни той или иной легендарной модели.
Грузовики всегда занимали особую роль в жизни советской страны — объем их производства в разы превышал производство легковых автомобилей. Грузовые машины нужны были и в развивающейся промышленности, и в сельском хозяйстве. Вспомните старые советские фильмы — грузовик был незаменим везде! В годы войны грузовики спасали тысячи жизней, доставляя продукты по Дороге жизни в блокадный Ленинград, перевозя раненых. А вот и легендарная ракетная установка «Катюша» — символ приближающейся победы!
После войны грузовые автомобили быстро освоили мирные профессии, отправившись строить дороги и города, штурмовать труднопроходимые места Сибири и Дальнего Востока. В городах стали привычными машины «Хлеб», «Молоко», «Почта», «Бензин», цистерны-прицепы «Квас». Создавались и узкоспециальные машины — например, установка для тушения пожаров на нефтяных вышках, или фургон для перевозки спортивных лошадей для Олимпиады-80.
Создание масштабных моделей машин — это тоже отдельная страница истории СССР. Модели начали выпускать на заводе в Саратовской области в 70-х годах, и уже тогда их цена была достаточно высока. Каждая модель была выполнена в точном соответствии с оригиналом. И если первые модельки были достаточно просты, то постепенно их конструкция усложнялась, у машинок стали открываться не только капоты, но и дверцы, и т. п. Большая часть произведенных моделей поставлялась на экспорт — за границей на них был большой спрос. После развала СССР саратовское производство моделей прекратило свое существование, и на рынок хлынули китайские аналоги. На сегодняшний день оригинальные саратовские модельки советских времен высоко ценятся у коллекционеров, цена на особо редкие экземпляры, выпускавшиеся ограниченными партиями, доходит до нескольких десятков тысяч рублей за штуку.
Стоит ли говорить, что близкое знакомство с удивительными моделями настоящих советских машин вызовет массу приятных эмоций и у детей, и у взрослых! Представленные в пермском музее модели снабжены ярлычками с информацией — название автомобиля, в каком году, на каком заводе и в каком количестве выпускалась машина, и т. п. Модельки выглядят настолько совершенными, что кажется, будто внутри у них есть и настоящий маленький моторчик, и она вот-вот заурчит своим двигателем и тронется с места.
Экспозиция масштабных
моделей машин находится в музее
автомобилей «Ретро-Гараж» по адресу:
г. Пермь, ул. Дружбы, 34 А (вход со двора).
В основном зале музея можно увидеть
раритетные полноразмерные советские
легковые автомобили — от «Победы» до
«Чайки».
Время работы музея, стоимость билетов и прочие подробности можно узнать в группе музея ВКонтакте: https://vk.com/avtoretro59