В советское время Максим Горький был одним из самых знаменитых и издаваемых писателей. Однако впоследствии слава провозвестника революции и яркого представителя соцреализма заметно поубавила интерес читателей и режиссеров к его творчеству. Впрочем, художественного руководителя и режиссера пермского театра «У Моста» Сергея Федотова это не испугало. Поставленный Сергеем Федотовым спектакль «На дне» был не только высоко оценен театральными критиками и искусствоведами, но и имел оглушительный успех у зрителей.

В настоящее время в репертуаре театра «У Моста» можно найти уже три спектакля по произведениям Максима Горького: «На дне», «Васса (первый вариант)» и «Мещане». Последний спектакль имеет весьма непростую судьбу: он был поставлен Сергеем Федотовым в 2020 году в жестких условиях пандемии, когда театрам было запрещено играть для зрителей. Премьера спектакля состоялась в формате онлайн и была доступна абсолютно всем. Сейчас спектакль «Мещане» идет на сцене театра «У Моста» обычным порядком и тоже собирает полные залы зрителей.

Вообще популярность пролетарского классика Горького в наши дни кажется чем-то почти невероятным. В чем же секрет режиссерского мастерства Сергея Федотова? Может быть, он заменил традиционных горьковских героев — хороших идейных парней из рабочей среды, философствующих босяков и противопоставленных им корыстных мрачных мещан — на более современные типажи? Или изменил время и место действия пьесы, как это принято у многих нынешних театральных режиссеров? Нет, во всех своих постановках пермский режиссер остается верен своему творческому принципу — не осовременивать автора и «ставить классика так, как написано у классика».  

Пьеса «Мещане» создана Максимом Горьким в 1901 году. Тогда, на переломе русского исторического пути, романтические идеалы Горького, мечтавшего о новом типе человека, были востребованы обществом и казались весьма привлекательными. Мещанский уклад жизни многим представлялся уже устаревшим и противным природе «нового» человека, поэтому протест мещанству, громко прозвучавший в пьесе, публикой был услышан и горячо поддержан.

В центре пьесы — семья зажиточных мещан Бессеменовых, в которой то и дело возникают ссоры и даже скандалы. Отец семейства Василий Васильевич недоволен своими взрослыми детьми: недоучившимся студентом Петром и школьной учительницей Татьяной, которые живут не так, как надо. Впрочем, старший Бессеменов недоволен, кажется, вообще всем! Зритель быстро понимает, что перед ним прижимистый скряга, привыкший диктовать свою волю всем и каждому и требующий от своих домашних безоговорочного послушания. Его покорная жена Акулина Ивановна всеми силами оберегает любимых детей, стараясь не допустить их очередной стычки с отцом. Дети Бессеменова Петр и Татьяна — оба образованные молодые люди, не желающие безвольно подчиняться отцу, но постоянные споры с «токсичным» родителем совершенно изматывают их, лишают душевных сил и воли к жизни.

Благодаря великолепной игре актеров главные персонажи спектакля «Мещане» вовсе не кажутся схематичными рупорами горьковских идей. Это узнаваемые, живые люди со своими достоинствами и недостатками. Василий Васильевич Бессеменов в исполнении актера Валерия Митина предстает не просто домашним тираном и деспотом, но одновременно и умным, тоже страдающим от бесконечных семейных сцен человеком. Он искренне любит своих детей, переживает за их неустроенную судьбу и желает им счастья, только вот представления об этом самом «счастье» у отца и детей сильно отличаются.

Во всем облике и повадках Петра (актер Дмитрий Мурзаев) проскальзывает какая-то униженность, словно его мужское самолюбие раздавлено окончательно и бесповоротно Его попытки вырваться из-под отцовского давления обусловлены отчаянием и безысходностью. Сестра Петра Татьяна в исполнении актрисы Екатерины Пономаревой — это глубоко несчастная женщина, чей образ буквально разрывает сердце. Умная, образованная, по-своему привлекательная, она напрочь лишена внутреннего женского обаяния и легкости в восприятии жизни.

Совершенным антиподом родным детям Бессеменова выглядит его воспитанник Нил (актер Вильдан Валиев), работающий машинистом. Это веселый, целеустремленный и энергичный парень, который умудряется все колкости приемного отца обращать в шутку или и вовсе пропускать мимо ушей. Это самый положительный герой пьесы, являющийся наглядным воплощением авторских идей о «новых» людях. Любопытно, но высокий Вильдан Валиев в образе Нила даже похож на молодого Максима Горького.

Работящий Нил — завидная партия для любой девушки, и мы быстро догадываемся, что незамужняя Татьяна к нему давно неравнодушна. Однако у Нила есть невеста ему под стать — шустрая и улыбчивая швейка Поля (актриса Милена Хмылова), работающая в услужении у Бессеменовых.

Еще один колоритный персонаж пьесы — яркая молодая вдова Елена (актриса Татьяна Голендухина), квартирантка в доме Бессеменовых. Она кажется средоточием легкости и веселья в мрачном доме Бессеменовых, и к ней, как к источнику жизненной энергии, тянутся Петр и Татьяна, чем вызывают немалое раздражение у своего сурового отца. Хотя судьба Елены по-своему драматична, но гибель мужа не лишила ее способности радоваться жизни самой и радовать других. Это разительно отличает милую и кокетливую Елену от вечно страдающей и всем недовольной Татьяны, в жизни которой, как мы понимаем, большого горя даже и не случалось. Впрочем, именно таким горем становится для нее известие о грядущей свадьбе Нила и Поли.

Мещанский уклад, установленный в доме, кажется старшему Бессеменовому самым правильным и единственно возможным. Ради достатка здесь готовы пожертвовать всем — радостью, весельем, добрыми взаимоотношениями в семье и даже счастьем родных детей. Вырваться из этого ада может только целеустремленный волевой человек, готовый уйти из родительского дома и строить свою жизнь дальше совершенно самостоятельно. Способны ли дети Бессеменова решиться на такой отчаянный шаг? Если в отношении Петра еще есть слабые надежды на его лучшее будущее, то дальнейшая безрадостная судьба Татьяны предопределена со всей очевидностью…

Спектакль «Мещане» позволяет зрителю провести философские параллели между горьковским сюжетом более чем вековой давности с реалиями сегодняшнего дня. Согласитесь: именно в наши дни, в начале XXI века, людей методично приучают потреблять как можно больше, и главенство материального над всем прочим все чаще становится главной аксиомой не только в карьере, но и в семейной жизни. Так какую цену готов заплатить человек за свое материальное благосостояние? Имеют ли родители право навязывать детям свою концепцию семейного и жизненного успеха? Могут ли деньги заменить простое человеческое счастье? Кто, в конце концов, несет ответственность за личную судьбу человека — его родители, окружающая его среда или только он сам?

В прошлом веке в пьесе «Мещане» усматривали едва ли не призыв к революции А для современного зрителя спектакль становится неким нравственным зеркалом, позволяющим заглянуть глубоко внутрь себя. И если увиденная там правда окажется слишком горькой, это повод серьезно задуматься — не пришла ли пора совершить революцию в собственном мировоззрении?..