Дети, мужчины и собаки…
Автор: Светлана Иванова, психолог
Родители уже не воспитывают детей — они финансируют их. (Афоризм)
Каждое родительское собрание в школе, если оно связано с темой воспитания детей, я начинаю уже с любимой моей фразы: «Дети, мужчины и собаки дрессируются абсолютно одинаково». Делаю театральную паузу, во время которой в зале проходит волна смеха со стороны женщин и волна недовольства со стороны мужчин. Тогда я заканчиваю фразу: «Но если вы хотите, чтобы ваша собака не гадила вам у вашего порога, то это именно ВАМ придется встать в шесть утра, чтобы ее выгулять». Здесь уже начинают улыбаться мужчины и задумываться женщины.
В преддверии нового учебного года предлагаю немного порассуждать на тему воспитания. Точнее, мне хочется обозначить пару типичных ошибок, которые совершают родители, воспитывая своих детей, а жены — мужей.
Ошибка № 1. Школа/садик — это место, где воспитывают детей.
НЕТ! Любое из этих учреждение называется ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ! Прямая обязанность которых — дать необходимые знания в рамках той программы, которая принята на территории данной организации. Воспитание в образовательных учреждениях, как принято говорить в торговле, — это сопутствующий товар. Но при этом педагоги имеют право требовать от детей исполнения правил, прописанных в уставе организации. Педагоги требуют и образовывают, а родители знают эти правила и помогают своему ребенку адаптироваться к ним. И никогда по-другому. Ведь воспитание — это передача личного опыта выживания в системе, от поколения к поколению. Если опыт передал родитель, то это он получит тот пресловутый стакан воды в старости. А если педагог… — догадайтесь, у кого будет стакан воды?
Ошибка № 2. Чем больше требуешь от ребенка/мужчины, тем лучше он будет развиваться.
НЕТ! Ребенок приходит в этот мир с абсолютно чистыми от знаний мозгами. И задача социума в целом — дать ему необходимые знания, чтобы род человеческий процветал, а не деградировал. Только требуя от ребенка исполнения непонятных для него правил, максимум, чего мы можем добиться — это тупого подчинения. Но ведь законы физики никто не отменял, даже в психологии: чем сильнее давишь на пружину, тем сильнее ее потом развернет. Но чаще всего мы добиваемся от детей не подчинения, а сопротивления, т. е. фактически мы сами создаем ситуацию, при которой дети тратят все свои силы на сопротивление, но не на развитие, как мы надеялись. Кроме того, именно в этой ситуации дети научаются красиво врать. Зачем соблюдать непонятные правила, если можно их обойти и сделать так, чтобы этого никто не заметил? А если еще вспомнить, что в обязанности педагога не входит функция «любить детей», потому что его прямая задача — передача знаний, то бедные дети, родители которых этого не понимают!
На самом деле, ошибок очень много, но все они сводятся к двум основным направлениям:
1. Мы надеемся, что кто-то сделает нашу работу за нас. А воспитание — это работа.
2. Мы искренне верим, что наказание и указание ошибок лучше стимулирует развитие.
Давайте поймем, что это не так. Даже самый отличный суперспециалист не сделает за вас вашу работу, его задача — направить ваши действия на исправление ситуации. А дальше уже ваша работа начинается. Запомните: только наказания — не работают.
И закончить свою статью хочу мыслью, которую предлагаю пропустить через свои мозги и сердце. Все мы совершаем ошибки, дети это делают чаще. Просто они еще учатся жить. УЧАТСЯ! Так давайте будем учиться объяснять, что не так, последовательно и без надрыва для обеих сторон. В конце концов, самым эффективным методом воспитания всегда был «кнут и пряник», но они должны быть в равных пропорциях и понятны всем участникам любых отношений.
Удачи вам!
Мать двоих взрослых и успешных детей