Спектакль «Франкенштейн» в постановке Сергея Федотова впервые был показан на сцене театра «У Моста» 29 декабря 2012 года. Тогда новая постановка вызвала огромный интерес у публики и стала главным событием и хитом традиционных Рождественских встреч. И хотя с момента премьеры прошло уже более девяти лет, этот уникальный спектакль продолжает пользоваться неизменной популярностью у зрителей: недавние январские показы «Франкенштейна» в театре «У Моста» снова прошли с аншлагом.
Триллер Сергея Федотова «Франкенштейн» является оригинальной театральной версией готического романа Мэри Шелли, написанного почти 200 лет назад. С появлением кинематографа этот роман стал еще более популярен — он экранизировался более 20 раз. За рубежом делались и театральные постановки, но в России до Сергея Федотова никто не отваживался ставить на сцене столь сложную для театрального воплощения фантастическую историю. Однако для художественного руководителя и режиссера театра «У Моста» нет ничего невозможного, и пермский спектакль «Франкенштейн» стал первой театральной постановкой знаменитого романа в России.
Известный своей мистической направленностью, театр «У Моста» многократно удивлял зрителей абсолютно уникальными и неожиданными сценическими решениями и совершенно невероятными спецэффектами. В спектакле «Франкенштейн» режиссеру удается показать на небольшой сцене театра практически все основные эпизоды романа, быстро сменяя мобильные декорации и главных персонажей. Действие происходит то на корабле во время страшного шторма, то на великолепном красочном балу во дворце, то в жутковатой лаборатории талантливого ученого, то на деревенской ферме, где находит себе временное пристанище скрывающийся от людей монстр. Сцены молниеносно следуют одна за другой, не давая зрителю расслабиться ни на секунду — спектакль пролетает, что называется, на одном дыхании.
Главную роль ученого Виктора Франкенштейна блистательно играет один из ведущих актеров театра «У Моста» Валерий Митин. Действие сюжета охватывает период в несколько лет, и в начальных сценах спектакля актер, изображающий студента, выглядит, пожалуй, несколько возрастным для своей роли, но в дальнейшем, по мере развития образа, этот диссонанс исчезает.
Создание и оживление на сцене ужасного чудовища требует не только огромного количества специально подготовленных эффектов, но и невероятного актерского мастерства. Роль Монстра великолепно исполнил актер Александр Шаманов. Его герой невероятным образом сочетает в себе совершенно не сочетаемые качества: великолепное мускулистое тело покрывают отвратительные шрамы, превращая красоту в уродство, а огромная внутренняя потребность в любви и понимании оборачивается беспощадным стремлением убивать, чтобы отомстить за жестокое предательство. Столь же противоречивые чувства вызывает это несчастное создание и у зрителей: здесь и отвращение, и жалость, и глубокое сострадание…
Монстр
в исполнении Шаманова напомнил
булгаковского Шарикова из «Собачьего
сердца», и это наверняка не случайное
сходство, а задумка режиссера. История
создания гениальным ученым нового
живого человеческого существа ставит
перед творцом глубочайшие философские
и нравственные вопросы, призывая его к
ответственности не только за судьбу
своего «детища», но и за все, им содеянное.
Зритель же вправе пойти в своих
размышлениях еще дальше и задуматься
о важности этической стороны научных
исследований, о праве человека вторгаться
в области, касающиеся жизни и смерти,
и, конечно же, о том, что на самом деле
превращает человека в злого и жестокого
монстра. И снова вспоминается Булгаков,
гениально написавший в «Мастере и
Маргарите» о том, что нет злых людей,
есть только люди несчастливые.
Спектакль «Франкенштейн» оставляет после просмотра огромное количество самых разных эмоций и впечатлений. В этом, пожалуй, и заключается одно из главных достоинств режиссера театра «У Моста» Сергея Федотова — умение через свои спектакли проникнуть глубоко в сердце и достучаться абсолютно до каждого зрителя, даже если зритель пришел в театр исключительно с целью посмотреть «ужастик» со спецэффектами.