Театральные фестивали Мартина МакДонаха, которые регулярно проходили в Перми начиная с 2014 года, я всегда смотрела исключительно по телевизору, в новостях. Понятно же, что это только для настоящих знатоков театра и творчества МакДонаха. Там и критики умные со всей страны, а жюри вообще международное. Я же — самый обычный пермский зритель.

Вообще, театр я давно люблю и являюсь опытным театральным зрителем с большим стажем. Наверное, сказывается высшее филологическое образование и моя давняя любовь к литературе и искусству вообще. Еще я изучаю восточную культуру — в свободное время, просто для себя.  

Имя Мартина МакДонаха для меня — не простой звук. Я давний поклонник этого ирландского драматурга, начиная с первых показов «Сиротливого Запада» у нас в Перми, в постановке Сергея Федотова. Я пересмотрела практически все спектакли по МакДонаху в театре «У Моста», по мере их возникновения там. Более того, я отношусь к тем немногочисленным зрителям, которым посчастливилось увидеть «умостовскую» версию спектакля «Человек-подушка»! Его показали всего буквально пару раз, и он исчез из репертуара. Я потом еще долго мониторила афиши театра в надежде увидеть этот спектакль вновь (хотела сводить на него дочь), но так и не дождалась.  

И вот почти случайно в разговоре с коллегой-театралкой я вдруг осознала, что грядущий, уже пятый по счету, фестиваль МакДонаха доступен абсолютно для всех. На любой спектакль можно купить билеты, а некоторые мероприятия вообще проводятся совершенно бесплатно, и на них может прийти любой желающий! Даже я!

Так я впервые стала неформальным участником фестиваля. Вместе с подругой мы посетили лекцию о творчестве МакДонаха Веры Борисовны Шаминой — постоянного члена жюри фестиваля, доктора филологических наук, профессора кафедры зарубежной литературы Казанского (Приволжского) Федерального университета. Мне это было действительно интересно! Я даже задала Вере Борисовне свой вопрос. И еще я будто снова стала студенткой, сидящей на лекции по «зарубежке» — незабываемые впечатления! Жаль, что не удалось сходить на другие лекции, которые шли в рамках фестиваля — днем я работаю, а лекции шли в дневное время.

За время фестивальной недели я посмотрела два спектакля по МакДонаху: «Человек-подушка» Воронежского театра «КОТ» и «Палачи» Новокузнецкого драматического театра. Получила просто море эмоций!  

Первый раз спектакль «Человек-подушка» в театре «У Моста» я смотрела лет восемь назад, и во мне до сих пор жива память о моих эмоциональных переживаниях после того просмотра. Хотя многих деталей и подробностей сюжета я уже совсем не помню. Самое яркое воспоминание — это то, что после спектакля я была под большим впечатлением и отходила от него несколько дней.

И вот благодаря фестивалю мне выдалось посмотреть данный спектакль снова, но уже в постановке другого театра. Мне понравилось практически все! Эта напряженная обстановка в комнате для допроса, этот тихий голос Катуряна, этот живой и эмоциональный брат Михал! Весь спектакль я сидела и сопереживала главному герою. Он работает на скотобойне — но не убивает, а только моет. Катурян пишет такие рассказы, пытаясь докричаться до общества о жестокости, но он никак не ожидает, что его собственный брат пойдет проверять реальность этих историй.

Очень понравился момент, когда Катурян выступает в роли Человека-подушки. Сначала он рассказал брату его любимый рассказ, а потом избавил от ужасов повседневной жизни. Очень тяжелый момент смерти. Я сидела и буквально держалась за кресло, пока брат дергался в предсмертных судорогах, так тяжело это было видеть! Но в то же время я понимала, что это лучший выход для Михала.  

Превосходно сыграли актеры роли обоих следователей. Добрый и плохой, а по сути — наоборот. У каждого своя проблема, у всех героев пьесы есть общее и частное. Ариэль, казалось бы, такой жестокий, испытавший в жизни много горя, оказывается человечнее, чем «добрый» следователь, который и обещанных 10 секунд не дал, и рукописи велел сжечь. Следователь Тупольски, оказывается, тоже пишет рассказы — и это подтверждает родившееся ранее ощущение, что в глубине души и у него живет какой-то комплекс, горе, которое он скрывает за работой. Показателен отказ Тупольски воспринимать критику: «Вот это мое произведение, и оно лучшее! Лучше, чем твои рассказы». В пьесе не раз говорилось, что описываемое общество тоталитарное. То есть герои и рады бы быть человечнее, но сам режим этого не допускает.

На мой взгляд, актеры удачно справились со своими ролями и показали нам все то, что хотел донести МакДонах. Ритм разговоров, где-то тишина, спокойный тембр голоса, где-то не ярко выраженный накал эмоций. Все это на своих местах. Что-то есть, мне кажется, даже от Достоевского: то ли настроение, то ли что-то глубинное в самих героях.

В конце спектакля у меня даже выступили слезы от того, как в течение последних шести секунд Катурян придумал новый рассказ. Еще тронуло высказывание Михала, что он снова выбрал бы такой же путь. Все это было очень сильно в эмоциональном плане для меня лично. Спасибо актерам!

Второй спектакль, «Палачи», смотрели в «Театре-Театре», на большой сцене. Спектакль мне тоже очень понравился. Было необычно видеть сочетание театра с кинематографом. Особенно это было уместно, когда герои разговаривали, а их лица показывали крупным планом, для усиления эмоциональности.

Очень понравился актер, игравший палача. Он постоянно говорил: «Я умею держать рот на замке!» Но эмоции-то выпирают, и в итоге он обо всем пробалтывается. Мы узнаем от него о случаях казни, о последних минутах жизни приговоренных перед смертью, о невинно осужденных. Второй палач, хоть и вышел ненадолго, но сильно впечатлил: у него была очень яркая внешность и прямо-таки завораживающая харизма.

Человек-олень появляется в тот момент, когда убивают невиновного, и я предположила, что это душа невинно убиенного. Но, посидев на сайтах, я прочитала, что олень символизирует не только бога смерти, но и темное, бессознательное, то есть состояния типа психоза. Тогда возможно двоякое понимание образа: то ли человек-олень забирает душу в царство мертвых, то ли он приносит дух безумия, всего темного, который и вселяется в палача, потому что он убивает, несмотря на невиновность жертвы.

Актеры все были очень колоритные, сыграли прямо на «браво!» Эмоции, конечно зашкаливают. Хотя мне не все было до конца понятно, не только про образ оленя, но и, например, о чем говорит хор, где поют и танцуют как в американских церквях. Зато появился повод почитать критику и вспомнить мифологию.

И еще один незабываемый момент, подаренный мне фестивалем. В антракте спектакля «Палачи» мне удалось немного пообщаться с Чун Дон Хи, членом жюри фестиваля, приехавшим в Пермь из Южной Кореи. Напомню — я увлекаюсь восточной культурой! Моего знания английского языка хватило для небольшого диалога и фото на память. И снова — шквал эмоций! 

Пятый фестиваль МакДонаха оставил после себя массу неизгладимых впечатлений, хотя я побывала на нем всего лишь как простой зритель. Скорее бы новый фестиваль! Я уже жду его с нетерпением!