В Пермском ТЮЗе 7 мая состоялась премьера, приуроченная к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. На главной сцене театра показали спектакль «Браво, конферансье», поставленный режиссером Константином Яковлевым по пьесе Григория Горина.

Пьеса российского писателя-сатирика и драматурга Григория Горина «Прощай, конферансье» впервые была поставлена в 1984 году на сцене московского Театра Сатиры. Постановщиком одноименного спектакля стал Андрей Миронов, высоко оценивший пьесу, он же исполнил роль эстрадного конферансье Буркини. Действие разворачивается накануне Великой Отечественной войны и во время нее, а главными героями становятся артисты эстрады — люди, совершенно далекие от войны и абсолютно к ней не приспособленные. Но именно им предстоит не только вынести немало суровых жизненных испытаний, но и совершить свой собственный подвиг.
Спектакль Пермского ТЮЗа «Браво, конферансье» посвящен артистам военных лет, прежде всего тем, кто выезжал на передовую в составе фронтовых концертных бригад. Театр бережно хранит память Заслуженной артистки РСФСР Марии Фёдоровны Януш, работавшаей в Пермском ТЮЗе с момента его основания и до 1988 года. В годы Великой Отечественной войны она была участницей фронтовых бригад и трижды выезжала с концертами на фронт, за что была награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945».

Спектакль «Браво, конферансье» имеет два актерских состава, но это не касается ключевыех ролей. Главного героя, потомственного конферансье Николая Буркини, исполняет Дмитрий Гордеев. Актер создает на сцене впечатляющий образ харизматичного, умного и артистичного человека, виртуозно владеющего своей уникальной профессией. В считанные минуты, едва появившись на сцене, конферансье Буркини полностью располагает к себе реальную театральную публику, не только вызывая своими шутками улыбки и смех, но и наполняя зрительный зал совершенно особенной, душевной и благожелательной атмосферой.
Этот талант вскоре заиграет совсем другими красками, когда конферансье Буркини предстоит объявить собравшейся на концерт публике страшную новость — началась война. Для артиста развлекательного жанра это жестокое испытание, пожалуй, даже своего рода маленький подвиг. Но талантливый конферансье, конечно же, справится с этим. И со всем, что еще предстоит вынести ему и его товарищам-артистам. До самого конца.

Во втором действии тональность спектакля кардинально меняется: идет война! Обаятельному и остроумному королю сцены предстоит оказаться в жестокой ситуации выбора, от которого будет зависеть жизнь и судьба его товарищей по сцене. Зрителей ждет философский поединок двух артистов-антагонистов: советского конферансье Буркини и немецкого клоуна Отто, и здесь будет уже не до смеха.
Творческому человеку непросто существовать даже в стесненных бытовых условиях вроде шумной коммуналки, а еще случаются нападки критиков, давление властей, семейные неурядицы… Как творить прекрасное во всей этой суете? И пусть со стороны это выглядит смешно, но для актрисы, танцующей цыганочку, цвет волос действительно имеет значение, если она родилась блондинкой. Но все это практически теряет смысл, когда внезапно приходит война. На смену заступают совсем иные категории, и смешное еще вчера вдруг оборачивается страшным. Покрасить волосы в черный цвет и выйти на сцену в образе цыганки — это подписать себе смертный приговор (фашисты уничтожали цыган точно так же, как и евреев). И это лишь один, крохотный смысловой кусочек спектакля. А он весь соткан из подобного материала! Это отчасти подобно процессу проявления пленки и печати фотографий, когда из непонятного и порой забавного негатива уже через пару секунд получаются четкие и яркие реалистичные кадры.

Подвиг артистов на войне — главная тема спектакля, она безусловно на первом плане. Но если взять поглубже, это размышления о роли и месте искусства в военное время и, конечно же, о самих артистах. «Время, правда, сейчас не очень… Тяжелое время! Но ведь кому-то надо быть веселым и в тяжелые времена, иначе время становится невыносимым…»
«Браво, конферансье» — постановка тонкая и предельно серьезная, хотя поначалу она может показаться легкой и даже развлекательной. По моим субъективным ощущениям, для каждого зрителя она способна «выстрелить» по-своему, затронув те или иные, сугубо индивидуальные струны человеческой души. Окончательные выводы нужно делать, только досмотрев спектакль до конца, пережив все его события вместе с героями на сцене.
В финале слова «Браво, конферансье!» обретут совсем иной смысл, и их захочется повторить из зрительного зала, адресуя не только главному герою и актерам на тюзовской сцене. Это слова любви и признательности всему поколению артистов военного времени, которые приближали День Победы так, как могли — пытаясь сделать окружающий их жестокий мир веселее, добрее и красивее.
