Театральная премьера по Достоевскому — всегда событие. А если это спектакль по знаменитому роману «Братья Карамазовы», да еще в театре «У Моста», да еще поставленный самим Сергеем Федотовым — это настоящий праздник для ценителей русского классического искусства! Не удивительно, что 5 апреля, в день премьеры спектакля «Карамазовы», в театре «У Моста» был совершенный аншлаг. Зрители приезжали даже из соседних городов! 

Перед началом спектакля, по традиции, к зрителям вышел сам режиссер Сергей Федотов. Он поделился своими личными впечатлениями от виденных им современных театральных постановок по Достоевскому и еще раз подчеркнул, что всегда остается верен своему творческому кредо — не осовременивать классиков. Поэтому спектакль «Карамазовы» идет в исторических декорациях, герои носят соответствующие эпохе костюмы и говорят именно тем языком, который вложил в их уста автор — великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский.

Показать на сцене за 3 часа все перипетии романа «Братья Карамазовы», населенного множеством героев и содержащего большое количество философских диалогов, конечно же, невозможно. Режиссер интерпретирует широкое эпическое произведение в емкое и динамичное сценическое действие, оставляя за скобками многие эпизоды романа и второстепенных персонажей. На сцене минимум декораций, все акценты смещены на образы главных героев и их сложные взаимоотношения. На первом плане — семья Карамазовых, отец и три его сына. Все они очень разные, но при этом их объединяет некий общий стержень. Каждый персонаж — это своего рода архетип, несущий в себе ключевые черты определенного типажа русского человека. Поиск высшей истины, бунт и отрицание общепризнанных идеалов, вера и атеизм, безмерное сладострастие и непрекращающееся пьянство… Все самые противоречивые черты загадочной русской души обнажаются перед потрясенным зрителем.  

Сыграть Карамазовых — сверхзадача для актеров. Сергей Федотов, на мой взгляд, максимально удачно распределил роли братьев: Владимир Ильин в роли безбашенного и неукротимого Дмитрия, Василий Скиданов в роли скромного и благообразного Алеши, Илья Бабошин в роли умного и хладнокровного Ивана. Очень удачно выступил в роли Павла Смердякова Даниил Рожанский. Отца семейства, колоритного Федора Павловича Карамазова, гениально исполнил многогранный Валерий Митин. Каждому из актеров удалось «попасть» в своего персонажа, выплеснуть наружу весь тот скрытый потенциал, который таит в себе любой герой Достоевского.

Однако самым ярким характером спектакля стала, несомненно, великолепная Грушенька в исполнении актрисы Анастасии Перовой. Харизматичная красавица с первой же минуты появления на сцене привлекает к себе всеобщее внимание. Потрясающее сочетание естественного женского кокетства и кажущегося простодушия с хитростью и коварством, внешней нарочитой бесшабашности и внутренней душевной чистоты — несомненно, именно такая женщина способна свести с ума любого мужчину, от пресыщенного удовольствиями развратного кутилы до целомудренного набожного послушника. Этот образ напомнил и другую знаменитую героиню Достоевского — Настасью Филипповну из «Идиота», а знатоки жизни и творчества Достоевского несомненно узнали в нем черты реальной «музы» писателя Полины Сусловой.  

Совсем другой женский характер рисует актриса Анастасия Леднева, исполнительница роли Катерины Верховцевой. Ее героиня тоже красива и умна, но в ней нет страстности и жизнерадостности, присущих Грушеньке. Катерина словно бы лишена чего-то очень важного: то ли искренности, то ли способности любить. Если Грушенька предпочитает сполна наслаждаться жизнью, то Катерине больше по душе страдать и жертвовать собой. Не удивительно, что противостояние этих двух красавиц из-за мужчины в итоге закончится трагедией.  

Сергей Федотов определил жанр своего спектакля как «фантасмагория». Действительно, на сцене бушует настоящий водоворот страстей, затягивающий внимание зрителя буквально с первой же минуты и не отпускающий до самого финала. Любовная интрига переплетается с философским противостоянием мировоззрений. На кону будущее не только отдельно взятых индивидуумов, но и всего человечества. Со сцены звучит знаменитый карамазовский вопрос — стоит ли всеобщее счастье слезинки одного замученного ребенка?.. А разговор Ивана Карамазова с Чертом, кажется, не что иное, как его диалог с собственным отражением в зеркале…  

«Карамазовы» — уже вторая блестящая постановка Сергея Федотова по Достоевскому. На сцене театра «У Моста» с большим зрительским успехом идет спектакль «Идиот». Зная любовь пермского режиссера к трилогиям, хочется выразить надежду, что в недалеком будущем нас ожидает еще одна, третья по счету премьера по Достоевскому.