В репертуаре Дома актера не так давно появился спектакль «Хозяйка». Это постановка режиссера Натальи Макаровой по одноименной ранней повести Федора Михайловича Достоевского, созданной писателем в 1847 году.

Любопытно, что по выходу в свет повесть «Хозяйка» получила весьма неоднозначные оценки критиков, которые упрекали автора в «непонятности» и излишней загадочности «его причудливой фантазии». Дело в том, что уже в этом произведении проявился специфический стиль Достоевского, когда внешние перипетии сюжета являются словно бы лишь фоном для раскрытия многогранного внутреннего мира персонажей, где гремучая смесь социалистических идей и эротических фантазий тесно переплетается с горячечным бредом душевной или физической болезни. Именно эта причудливая фантасмагоричность и стала главным лейтмотивом спектакля театра Дома актера.

«Хозяйка» с первых же минут погружает зрителя в мрачную атмосферу убогой петербургской квартирки, где скромно ютится главный герой Василий Ордынов (актер Антон Девятов), предпочитающий душной людской суете уютное общество своих ученых книг. Внешний облик Ордынова, его болезненная уединенность и странная одухотворенность научными трудами сразу пробуждают в памяти образ другого знакового персонажа Достоевского — Родиона Раскольникова. Между ними угадывается много общего, и внезапно появляющаяся и бесшумно проплывающая по сцене закутанная в платок старуха оказывается как бы еще одним ассоциативным мостиком между этими двумя персонажами. Кстати, кто она, эта старуха — хозяйка, служанка или и вовсе галлюцинация главного героя, который, возможно, бредит? Хаотичные на первый взгляд перемещения персонажей по сцене имеют, несомненно, какую-то свою, особенную логику, пока недоступную для понимания находящихся за пределами сценического пространства зрителей.  

Некая таинственность и нереальность происходящего постепенно усиливаются. Когда появляются новые действующие лица, становится очевидно, кто каждый из них — тоже со своею «безуминкой».  

Демонический старик Мурин (Заслуженный артист РФ Олег Выходов) одним своим присутствием на сцене вселяет в душу мистический трепет. Совершенно очевидно, что загадочный Мурин — или сумасшедший, или колдун, или и вовсе некая очередная реинкарнация графа Дракулы. Впрочем, вполне вероятно, что Ордынову все это лишь кажется, ведь он действительно болен.

Интересный режиссерский ход — актер Сергей Детков играет в спектакле сразу двух персонажей: Ярослава Ильича, давнего знакомого Ордынова, и татарина дворника. «Вы мне кого-то напоминаете…» — как-бы про себя бормочет потрясенный этим сходством Ордынов. Мир вокруг Ордынова становится все более странным, и уже совсем не удивительно, что в один из моментов старуха, которая периодически вновь и вновь безмолвно проплывает по сцене, показывает свое лицо, и оно тоже «кого-то напоминает»! Если Ордынов медленно сходит с ума или все глубже и глубже погружается в мир галлюцинаций, вызванных его болезнью, то зритель проходит этот путь вместе с ним, испытывая практически те же ощущения.

Особенно хороша в спектакле Катерина (актриса Алиса Санарова) — ее постепенное перевоплощение из набожной и юной милой девушки в инфернальную сладострастную красотку впечатляет. Неудивительно, что и без того замутненное сознание Ордынова от этой происходящей на его глазах трансформации деформируется совершенно.  

Разгадывая странную загадку, придуманную Достоевским, зритель в финале оказывается перед тем же самым вопросом, который, несомненно, задает себе главный герой Ордынов: все это случилось на самом деле, или я только бредил? Но может быть, фантазии, созданные воспаленным воображением больного, способны стать реальностью? По крайней мере, ЕГО реальностью?..

На мой взгляд, спектакль театра Дома актера «Хозяйка» очень удачно воссоздает на сцене тот почти мистический мир, в котором живет пребывающий в болезненном, почти пограничном состоянии герой Достоевского Ордынов. Великолепная игра актеров, затейливая сюжетная интрига — все это вместе делает спектакль настоящим подарком для любителей театрального искусства, и в первую очередь, для ценителей творчества великого русского писателя Федора Махайловича Достоевского.