Спектакль «ШексПир во время чумы, или трагедия шутов» был показан на сцене пермского Театра Дома актера 13 мая, как раз между Вальпургиевой ночью и днем рождения Михаила Булгакова. Эта необычная постановка действительно напомнила о ведьмином шабаше, о знаменитом романе «Мастер и Маргарита» и о тех дьявольских кознях, с которыми пришлось столкнуться булгаковским героям.       

«ШексПир во время чумы, или трагедия шутов» создан Пермским театром кукол «Карабаска». Режиссер — Олег Жюгжда, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь. Художник — Вера Задорожняя. Главные роли исполняют актеры театра Андрей Тетюрин и Наталья Красильникова. Премьера состоялась в сентябре 2021 года. С тех пор спектакль — частый гость различных театральных фестивалей страны, а для пермских зрителей его иногда показывают на сцене Театра Дома актера.

Создатели спектакля определяют его жанр как демонический парафраз с двумя паузами: музыкальной и рекламной, а также как смешной и грустный эксперимент над зрителями. И еще — как кукольную фантазию. Еще более экзотичные варианты жанра спектакля предлагают посмотревшие его зрители: интеллектуальный стеб, литературный трэш, демоническая вакханалия.  

Начинается постановка прямо-таки по-булгаковски, эпиграфом к роману «Мастер и Маргарита», а точнее — цитатой из «Фауста» Гете. Далее зритель попадает если не на бал Сатаны, то как минимум на вечеринку двух остроумных Демонов, явно неравнодушных к искусству. Особенно их увлекает творчество земных писателей, конкретно — Пушкина и Шекспира. В качестве приглашенных гостей присутствуют Александр Сергеевич Пушкин, Няня Арина Родионовна, Вильям Шекспир, Английская Королева и … все сидящие в зале!

Чтобы развлечься и насыщенно провести время, эти весьма живописные с виду Демоны затевают изощренный словесный батл с целью определить, кто гениальнее — Пушкин или Шекспир? Главное условие — использовать в качестве аргументов цитаты из произведений обозначенных авторов. Впрочем, не только — можно цитировать и их коллег по писательскому цеху. Да что там мелочиться — давайте и любимые фильмы тоже! Танцуют — все!

Кстати, танцы действительно будут, причем со зрителями — нам же обещали эксперимент, помните? Зрителей также угостят фирменными пермскими конфетами (рекламная пауза!), а потом попросят принять участие в голосовании, чтобы заново решить судьбу шекспировской Джульетты — умирать ей в финале или нет.  

Сами же Демоны продолжат полемику, предварительно подпоив всех исторических персонажей, включай Королеву Англии, забористым русским самогоном. Кто круче — наш Пушкин или ваш Шекспир? Кто более матери-истории ценен? Спор разгорается нешуточный, местами переходящий то в дуэль, то в попытку подсыпать сопернику яда прямо в кружку с самогоном. Но прежде всего в дело идет, конечно, словесное оружие. Взаимное глумление над оппонентом набирает обороты, а зрители вытирают слезы от смеха.

Замес получился знатный! Матрешки Отелло и Гамлет, рокерская бабалайка с черепом бедного Йорика, разливающая самогон в заветную кружку Арина Родионовна… Мелькнули даже силуэты Гоголя и Достоевского, но ненадолго — сегодняшний вечер посвящен не им, тем более, каждый из этих литературных гениев достоин отдельного спектакля (и они в репертуаре театра «Карабаска» есть!).  

Интеллектуальная вечеринка двух Демонов превращается в фееричный литературный троллинг с весьма своеобразным юмором. Разборки двух гениев заканчиваются в итоге дружеским примирением. Но вместо классического «Ты меня уважаешь?..», мы слышим из уст захмелевшего и разоткровенничавшегося Вилли сакраментальное: «Почему ты меня не перевел?..» Так вот где собака зарыта! А ведь действительно — почему? Обидно…  

На мой взгляд, у спектакля «ШексПир во время чумы, или трагедия шутов» есть один серьезный недостаток: зрители, катастрофически далекие от литературы, рискуют вообще ничего не понять. Поэтому я бы рекомендовала эту постановку только тем, кто имеет определенный художественный багаж. А вот филологам, поклонникам Пушкина или Шекспира и просто любителям литературы — смотреть обязательно!

Впрочем, бывает и так: «Мне очень понравилось! Только я ничего не понял…» В этом случае спектакль может стать толчком для дальнейшего развития личности, и это прекрасно!

А в заключение хочу напомнить, что «Карабаска» — это театр кукол. И творческий коллектив этого замечательного театра своими уникальными постановками еще раз доказывает нам, что современный кукольный театр — это и для взрослых зрителей тоже.