Накануне Дня студентов, 24 января, в театре «У Моста» состоялся экзамен студентов второго курса актёрского отделения Пермского института культуры, Мастерская Сергея Федотова. Молодые актеры сыграли на сцене театра свой экзаменационный спектакль «Приключение» по пьесе Марины Цветаевой. Режиссер — Дмитрий Хомяков, сценография постановки — Сергей Федотов.
Для студентов второго курса Мастерской Сергея Федотова это уже шестой по счету спектакль. В прошлом году, будучи первокурсниками, они подготовили и показали свои варианты четырех популярных спектаклей из репертуара театра «У Моста»: «Команда», «Ханума», «Камедыя» и «Мачеха Саманишвили». В конце театрального сезона студенты вышли на сцену театра с новым спектаклем «Про Федота-стрельца», и эта сказка для взрослых мгновенно стала хитом у зрителей — билеты на нее до сих пор нужно покупать заранее!
Педагог и режиссер Сергей Федотов своих студентов не жалеет — разумеется, в хорошем смысле этого слова. В то время как их сверстники в других театральных вузах еще только начинают понемногу осваивать азы актерской профессии, ученики Федотова уже исполняют сложнейшие роли в самых разных постановках: они играют в музыкальных комедиях с национальным грузинским колоритом, поют и танцуют, говорят на белорусской мове. Новый спектакль «Приключение» стал для них не менее сложным испытанием.
Воплощение на театральной сцене поэтической пьесы Марины Цветаевой — непростая задача и для режиссера, и для актеров. Знаменитая поэтесса создала в своем произведении очень тонкий, чувственный и загадочный мир, более похожий на сон или фантазию, чем на реальность. Актерам предстояло говорить стихами, демонстрировать свое умение с аристократической грацией носить великолепные исторические костюмы и танцевать на Венецианском карнавале. Все это происходит в почти фантастическом, то и дело ускользающим за грани реальности мире, до краев наполненном эмоциями и переживаниями.
В основе сюжета — эпоха XVIII века. Совсем еще молодой, но уже весьма знаменитый и пресыщенный жизнью герой-любовник Казанова неожиданно видит в своей комнате странного посетителя — прекрасного юношу, своей грацией и чертами лица более напоминающего молодую девушку. Кто же он — Анри или все же Генриетта?.. Гость действительно оказывается переодетой девушкой, но интрига от этого не только не пропадает, а напротив, лишь возрастает. Кто она? Из какого замка она прибыла? А может, вопрос надо задать иначе — из какого времени она появилась? Из будущего, или из параллельной вселенной? В чем состоит ее роковая тайна? Доселе скучавший Казанова словно перерождается — прекрасная Генриетта пробуждает в нем чувства, которые до сих пор были неведомы неутомимому покорителю женских сердец.
В роли Джакомо Казановы выступил актер Семен Осокин. Ему досталась, пожалуй, самая непростая задача — показать своего героя в двух различных ипостасях, причем так, чтобы зритель поверил в искренность его переживаний и хотя бы на время позабыл об имидже Казановы как бессердечного рокового соблазнителя. На контрасте строит роль Анри-Генриетты и актриса Полина Вагина. Ее героиня легка, очаровательна и загадочна, но в то же время она переживает жесточайшие внутренние страдания, предвидя неминуемое скорое расставание с возлюбленным.
Контраст становится и одним из главных принципов построения драматического сюжета: красочный карнавал — темная ночь, всеобщее веселье — горе вынужденных расстаться молодых людей, остановившиеся стрелки часов — вечность. Диссонанс подчеркивает трагедию главных героев. Так и тайна, окутывающая Генриетту, лишь усугубляет отчаяние Казановы, осознающего свое бессилие и тщетность своих попыток что-либо изменить.
Немалую роль в создании особого эмоционального фона в спектакле играет музыка. Искренность и трогательность обоих героев, переживаемая ими боль — все это заставляет зрителя сопереживать влюбленным. «Что вы играли нам?» — «Свое. Себя.» Этим кратким ответом Генриетта раскрывает всю свою душу не только перед Казановой, но и перед зрителями. Финальную сцену, когда Казанова собирается предаться любовным утехам с очередной новой возлюбленной, сопровождают звуки «Реквиема» Моцарта, и эта музыка лучше любых слов объясняет судьбу единственной настоящей любви Казановы.
Спектакль «Приключение», как и саму пьесу Марины Цветаевой, нельзя объяснить — их нужно чувствовать. Мне кажется, что у студентов Сергея Федотова это получилось. Они воссоздали на сцене совершенно неповторимый удивительной мир, сотворенный воображением поэтессы, и этот мир стал доступен и зрителям, пришедшим на спектакль.
Зрителями экзаменационного спектакля «Приключение» были не только преподаватели, но и артисты театра, друзья и родственники игравших на сцене молодых актеров. Возможно, строгие профессиональные экзаменаторы и нашли недочеты в работе студентов, но все прочие зрители, кому посчастливилось побывать на этой премьере, своими бурными аплодисментами и бесконечными вызовами актеров на поклон единодушно поставили студенческому спектаклю оценку «отлично».